В последнее время все чаще слышу вопросы о своей работе: как создаются коллекции, что вдохновляет и так далее. Отвечая в очередной раз, поняла, что хочется непременно поделиться рассказанным в блоге — а то про самую важную часть моей жизни я почему-то пишу чертовски редко (видимо, потому что никак не хватает времени оторваться от нее хоть на минуту).
Итак, все всегда начинается с музыки. Я буквально живу с наушниками в ушах, обожаю открывать для себя что-то новое, тоннами переслушиваю любимые песни, саундтреки к фильмам и — привычка, оставшаяся еще со времен синхронного плавания — постоянно под музыку что-нибудь представляю. Чаще всего это истории, стихи и, как нетрудно догадаться, коллекции. Идей в голове всегда много: могу с ходу назвать пять или даже десять, и все их мы когда-нибудь реализуем. За то, какую именно идею взять в работу прямо сейчас, отвечает интуиция и тренды — то, что сейчас у всех на уме и что через сезон будет в гардеробе.
Определять такие вещи помогает «насмотренность»: утро всегда начинается с просмотра пары коллекций и постоянного чтения новостей на тему моды и не только. Быть в курсе того, что происходит вокруг — главная задача любого дизайнера. В этом информационном поле обычно цепляешь еще несколько идей: в основном смысловых — это может быть все, что угодно, от популярных или культовых книг и фильмов до политики и полетов в космос. Основная идея коллекции — это обычно сочетание нескольких тем. Например, коллекция, над которой мы работаем прямо сейчас, «Опиум» — это 90-е во Владивостоке. Здесь будет немного криминала, ностальгия по любимому десятилетию, немного Китая и все, что можно выжать (в переносном смысле, конечно) из опиума. Но давайте по порядку.
Сначала — музыка. Под нее я обычно представляю какой-то один конкретный образ. В случае с «Опиумом», вдохновленным одноименной песней Агаты Кристи, это девушка с угольно-черным каре и челкой, с красными губами, в чулках в сетку и длинном шелковом платье с китайским воротником и вышивкой на спине. Этот, самый первый, образ обычно дает развитие всей коллекции. Я начинаю изучать все связанные темы: моду 90-х, ассоциации с этим периодом, все, что связано с опиумом — историю, особенности, состав, производство, употребление, эффект, маки, которые служат сырьем для изготовления… В общем, все, что хоть как-то связано с темой. Получается такое поле ассоциаций, из которого ты потом черпаешь идеи для образов. Например, обезболивающее действие опиума и запрет на его употребление во многих странах отразится в надписях и принтах на футболках. Тема пагубной страсти — в красных корсетах и подчеркнуто женственных силуэтах. Китай — это ткани, вышивка и мотивы, ну а от 90-х в коллекции силуэты, формы, принты… даже красному пиджаку нашлось место.
Параллельно с ассоциативным рядом начинаешь отсматривать визуальную часть — собираешь moodboard на Pinterest, ищешь идеи кроя и силуэтов, образы, которые вдохновляют, цвета, интересные детали и просто связанные с темой крутые вещи:
В «Опиуме» достаточно много неона и ярких неоновых оттенков, не обойдется и без иероглифов и фирменной вышивки. Собрав все это в кучу, садишься за эскизы — самая приятная, на мой взгляд, часть работы. Все ассоциации, идеи и детали ты преобразовываешь в конкретные образы, которые потом станут частью одной истории. Уже на этом этапе мы обычно закупаем материал, потому что и он довольно часто служит источником вдохновения, плюс, не имея под рукой ткани достаточно сложно представить, как именно будет выглядеть финальный образ. Обычно я создаю 6-9 основных эскизов, которые посвящены главным персонажам в коллекции. Да, каждый образ в наших коллекциях имеет название и несет какой-то определенный смысл) Это позволяет создавать их более цельными и четко представлять детали: от аксессуаров до макияжа. Эти центральные образы обычно и становятся ведущими в коллекции, остальные — дополняют их.
Когда все готово, начинается самое нудное и муторное: конструирование и макетирование. Я люблю сам процесс, но терпеть не могу это дурацкое чувство, когда ты очень много делаешь, а до результата еще далеко. Мы редко используем старые лекала, для каждой коллекции мы придумываем какие-то свои конструктивные решения, которые становятся не бросающимся в глаза лейтмотивом. Это может быть форма воротников, линии корсетов, какая-то особенная длина брюк… В каждой коллекции в среднем по 15-20 образов, и, чтобы они выглядели цельными, необходимо поддерживать историю повторяющимися линиями, силуэтами и, конечно же, материалом.
Я терпеть не могу продумывать все до мелочей с самого начала, поэтому финальный результат чаще всего, хоть и незначительно, но отличается от эскиза. В процессе ты понимаешь, что какая-то определенная форма будет смотреться лучше, где-то нужно добавить или изменить детали, а что-то вообще стоит переделать заново. Помню, когда я только начинала, чертовски не любила переделывать вещи и старалась исправить косяки, насколько это возможно. Сейчас же я спокойно могу отправить в мусорку почти готовое пальто, если мне не нравится, как оно сидит. Не бояться переделывать и начинать сначала — это вообще одна из моих любимых приобретенных привычек.
Все описанные этапы повторяются, пока коллекция не будет готова. Я постоянно докупаю материал, доделываю эскизы, придумываю новые вещи, которые дополнят образ. Ну и, разумеется, мы без конца шьем, шьем и еще раз шьем. В финале остаются последние штрихи вроде вышивки, фурнитуры и прочих мелочей, которые делают образ законченным и цельным. И на протяжении всего процесса создания коллекции я слушаю музыку, которая меня на нее вдохновила, обычно это целая подборка треков, создающих правильное настроение. Когда у меня перед глазами уже есть несколько готовых образов, я могу представить, как именно будет построен выход моделей и какая история будет рассказана на подиуме. После показа, кстати, я обычно еще целый год не могу слушать все эти песни, которые без остановки слушаю до.)
Чуть не забыла про самое главное! Следить за процессом создания коллекции непросто, если не видишь картины в целом: все образы, их названия, порядок выхоов, количество и сочетания вещей я расписываю сначала в блокноте, а затем переношу в файл excel. Там я распределяю ближайшие задачи, расписываю степень готовности вещей, которая потом высчитывается в процентах, отмечаю, что нужно докупить, доделатьи так далее и распределяю работу по времени и людям. Выглядит это примерно так, обычно еще идет отсчет дней до показа, ну и все графы заполнены, конечно.
Вот, примерно так выглядит процесс создания вещей MATINA_VALIEVA — это, конечно, достаточно быстрый и поверхностный взгляд, но мне хотелось уместить как можно больше в один пост и оставить его читабельным. Комментарии вы почему-то не особо любите — я уже с этим смирилась, поэтому, если у вас остались вопросы, пишите, как обычно, в твиттер, инстаграм или, прости господи, на фейсбук) Впрочем, можете и тут попробовать их задать или поделиться впечатлениями (ЭТО НЕ СТРАШНО, ЧЕСТНО)