При всей моей любви к антиутопиям, произведение Замятина, которое вдохновило других небезызвестных писателей, в том числе моего любимого Оруэлла, никогда не вызывало желания немедленно его прочесть. Да, оно, кажется, было в школьной программе, но я в тот момент была на сборах или очередных соревнованиях, сам роман прочла в кратком изложении, а вездесущее сочинение писала по собственному опыту и пониманию жанра. Как и творение Хаксли, произведение Замятина не вызывало энтузиазма, и… честно говоря, для меня настоящая антиутопия в этом мире одна: и это 1984. Оруэлл читал роман Замятина, писал на него рецензии (не один раз) и в конечном итоге создал нечто совершенное. А произведение Замятина так и осталось неплохой песочницей для размышлений.

Казалось бы, кому писать о тоталитарном обществе, как не гражданину советского государства? Но от репрессий и настоящего ада Замятина отделяли годы, в 1920-х, когда был написан и выпущен роман, реальность еще не была настолько пугающей, и «Мы» — это скорее размышления о том, к чему идея всеобщего равенства может привести. И это будущее, в отличие от описанного тем же Оруэллом, размыто, сатирично и не вызывает дрожи в коленках. Действие происходит в далеком будущем — и это скорее минус, происходящее кажется слишком далеким и нереальным. Герои — пластмассовые и слишком карикатурные: они походят на свои номерные имена, словно дурацкие шаржи, а их черты характера, внешность или поступки — слишком грубы и однозначны. Мужественность выражается в волосатых руках, бунтарство — в желтых платьях «прошлого века» и сигаретах, а «простое женское счастье» — в тупом желании одной из нелепых героинь немедленно завести незаконного ребенка. Все очень блекло, бессмысленно и не цепляет. За исключением одного — языка. Это потрясающе: наблюдать за тем, как из добропорядочного гражданина герой становится ошибкой в системе, а затем вновь возвращается в строй. И выражено это невероятно емко и точно, с помощью моего родного и бесконечно любимого русского языка. И уже ради одного этого плоскую, сатиричную и не берущую за душу антиутопию Замятина стоит читать.

Личная оценка: 6 из 10
Похожие книги: «Цветы для Элджернона» (форма повествования), 1984 Оруэлла (как пример того, что бывает, если довести идею до ума), «Дивный новый мир» Хаксли (как пример, что бывает и хуже)