Думаю, каждый из нас хоть раз, обновляя гардероб, задавался вопросом «за что такие деньги»? И действительно: иногда внешне похожие вещи настолько сильно отличаются в цене, что логичных доводов вроде «качественный материал» или «очень аккуратно сшито» просто недостаточно чтобы объяснить такой разброс. Итак, давайте разбираться, почему условный жакет от Versace от жакета из Зары. Сразу скажу, что этот пост не про формирование цены на вещи, а про простые и понятные внешние критерии, по которым можно отличить дорогую вещь от дешевой.

Первое — и самое очевидное — материал. Чем выше стоимость вещи — тем качественней весь пакет тканей и фурнитуры, которые подбираются для ее изготовления. И дело даже не в составе и «натуральности», а в соответствии целям и задачам, которые ставит перед собой дизайнер. Крупные дома моды изготавливают материалы с определенными характеристиками специально под себя, чтобы иметь возможность воплотить идею на 100%. Изготовленная под запрос ткань будет идеально драпироваться, идеально держать форму и вообще делать все, что от нее потребуется. И, конечно же, удорожать стоимость изделия.

Вторая немаловажная вещь — крой. Сложные вытачки, позволяющие добиться идеальной посадки изделия, годами отработанные лекала и, конечно же рисунок. В дорогих изделиях все клетки, полоски и узоры соединены таким образом, чтобы переходы между деталями были наименее заметны — на это уходит больше ткани и, как результат, влияет на цену.

Третья, менее очевидная вещь — способы обработки. Виды швов, которые используются при соединении деталей, фирменные техники вроде вытачек chanel или шлицы Dior, наличие ручных операций (в кутюре их вообще должно быть не менее 70%) и общее внимание к тонкостям, которые позволяют сделать изделие не просто хорошим, а идеальным.

Четвертый критерий, можно сказать, вытекает из предыдущего: это внимание к деталям. Наличие таких незаметных постороннему глазу деталей, которые делают изделие по-настоящему вашим: интересный подклад, внутренние карманы, еле заметная фурнитура для декора, без которой вполне обошлись бы в масс-маркете… На такие необязательные, но приятные вещи тратятся силы и время: куда проще создать внешне привлекательное изделие и реализовать его за условные копейки. Дорогие вещи — это всегда вещи со сложным «внутренним миром», продуманным до мелочей, который позволяет в них влюбиться без памяти.

Наконец, дорогие вещи от дешевых отличают и нематериальные критерии. Во-первых, это эксклюзивность. Чем выше уровень вещи, тем более ограниченное количество подобных существует в природе. Никто не будет покупать за полмиллиона платья, которые производят на конвейере — высокая цена требует эксклюзивности и наоборот: эксклюзивность априори подразумевает высокую цену.

Во-вторых, сервис. Являясь клиентом модного дома вы получаете такое количество бонусов, которые даже не приходят на ум: от пожизненной гарантии на приобретенные вещи до эксклюзивных предложений. Ну а для рядовых покупателей остается высокий уровень обслуживания и, конечно же, упаковка, которая является частью антуража, повышающего ценность вещи. Распаковывать дорогие вещи так же приятно, как и носить их.

Наконец, самым глобальным фактором, влияющим на цену, является бренд. Это нематериальный актив, который позволяет задирать цену до недосягаемых высот просто потому что «это Vetements». Это нечто большее, чем просто вещь, больше, чем детали, крой, технологии и прочие критерии, которые можно оценить объективно. Это стать, которой хочется обладать, высказывание, которым хочется делиться с миром, статус, традиции, концепция, идея… словом все то, что трудно выразить словами, но при этом каждый понимает, о чем тут речь. Покупая кольцо tiffany вы покупаете идею крепкого брака, покупая сумку и чемоданы Louis Vuitton — путешествия класса люкс, а chanel — это априори изящество и классика на пике моды.

в общем, вещи — это намного больше, чем особенным образом сшитые куски ткани. Это наше отношение к себе, отражение нашего взгляда на мир и способ сказать о чем-то, не произнося ни слова. Одни гонятся за дорогими вещами ради одобрения и восхищения окружающих, другие — ценят свой комфорт и уникальность, третьи вообще не придают им такого значения, выбирая то, что удобно, а для кого-то это и вовсе просто игра, в которую нужно играть, нарушая все правила. У каждого из нас есть представление о себе и о том, чем бы нам хотелось быть, и, покупая вещи, мы платим в первую очередь за то, чтобы найти этот идеальный баланс. Ну вот, хотела про материальное, а получилось как всегда)