Можно нести всю вот эту чушь про то, как этот роман выделяется на фоне всего остального, написанного Глуховским и насколько он серьезнее и драматичнее остальных книг — но это совсем не та причина, по которой эту книгу стоит прочесть. Это, пожалуй, одна из самых грустных и реалистичных вещей, которые я читала за последнее время, и тем грустнее, что реальность в ней родная, русская. Это не фальшивые декорации, не далекое прошлое и не утопичное будущее — действие происходит почти сейчас, и даже не в российской глубинке а во вполне современной Москве и Подмосковье. Хотя правильнее будет сказать, что действие происходит в телефоне: смартфон сегодня не только универсальный инструмент для чего угодно, но и резервная копия нашей жизни, жаль, восстановить ее не так просто, как сами данные.

В книге очень много контрастов, которые, тесно переплетаясь между собой, рисуют совсем уж печальную картинку, хоть и не без капли надежды. Если в самом начале игры еще понятно, где черное, а где — белое, то к финалу все еще не раз смешивается и меняется местами. Если на старте главному герою еще как-то сочувствуешь, то уже спустя пару глав теряешься и испытываешь смешанные чувства. Но все персонажи на удивление живые, понятные, им хочется верить и за ними хочется наблюдать — точнее, как главный герой, подсматривать сквозь экран смартфона. Но реальность не дает о себе забыть ни на минуту — привкус безнадежности не отпускает с первой страницы и до последней, переворачивая которую представляешь себе десятки подобных ситуаций которые вполне могли случиться на самом деле и думаешь: «почему так?».

В общем, я в приятном восторге и от идеи, и от сюжета, и от необычной конструкции романа: показать жизнь сразу нескольких людей через видео, сообщения и диктофонные записи в одном телефоне и сделать это увлекательно — высший пилотаж.

Личная оценка: 8 из 10
Похожие книги: Жан Кристоф Гранже «Пассажир», Амели Нотомб «Косметика врага», Достоевский «Двойник», Арчибальд Кронин «Вычеркнутый из жизни», Лукьяненко «черновик»,