Все мы ценим свое время и не всегда имеем возможность вернуться к уже прочитанному роману или потратить время на то, чтобы с ним познакомиться. Поэтому я ввела небольшой апгрейд: теперь после каждой книги можно будет найти ее краткий пересказ. Для удобства и во избежание спойлеров, пересказ отделен от рецензии картинкой и предупреждающей надписью) Приятного чтения!

Рецензия

Когда-то давно я прочла одну из книг этой трилогии: «Год Потопа». Мне понравилось: идея мира, стоящего на грани экологической катастрофы и перешагнувшего это грань в романе Элвуд выглядит очень внушительно. В странноватое, но интересное повествование втягиваешься спустя пару страниц — а затем история уже просто не оставляет тебе шансов выкинуть ее из головы. Спустя несколько лет я наткнулась на роман «Орикс и Коростель», и с удивлением обнаружила, что он — часть уже прочитанной мной истории. Разумеется я не смогла пройти мимо и — как выяснилось — не зря.

«Трилогия Безумного Аддама» — антиутопия, которая кажется невероятно реальной, несмотря на мрачную иронию, которой пропитана каждая страница. Мир, где правит генная инженерия — скрещивание животных, эксперименты с генами и поиски вечной молодости. Население четко поделено на категории: самые блестящие умы, работающие на могущественные корпорации, вместе с женами и детьми живут в тщательно охраняемых поселках, а простые жители — в небезопасных с точки зрения экологии городах: Плебсвиллях. Первым не хватает «вкуса настоящей жизни», вторым — элементарных благ новой цивилизации. Разумеется, постоянные эксперименты, война корпораций за пальму первенства и прочие «спутники цивилизации» приводят к экологической катастрофе. Впрочем, не совсем они — карающей рукой, наславшей на мир безводный потоп, стал один безумный ученый.

Собственно, действие во всех трех книгах разворачивается параллельно: до «Потопа» и после него. Лучше всего построена книга «Орикс и Коростель» — в ней две линии повествования ползут навстречу друг другу и встречаются в одной точке, что создает до нелепости драматичный и впечатляющий эффект. Во второй действует примерно та же логика, но в меньшей степени, а к третей книге параллельное повествование скатывается во флешбеки. Читать трилогию лучше всего в правильном порядке (начиная с «Орикс и Коростеля» и заканчивая «Беззумным Аддамом». Тогда, помимо увлекательного повествования вас ждет еще и приятный бонус в виде узнавания персонажей, с которыми вы уже сталкивались. К финалу трилогии второстепенные и упомянутые герои становятся чуть ли не главными, а сам факт столкновения всех этих людей в разрушенном катастрофой безлюдном мире напоминает о том, как этот самый мир все-таки тесен.

В общем, если вы ищите качественную антиутопию, которая затянет вас с головой на несколько дней — рекомендую. Лучше всего читать в оригинале: лично я постоянно отвлекалась на то, как придуманные автором неологизмы звучали на самом деле (в большинстве случаев — гораздо лучше), так что я, скорее всего, соберусь и перечитаю заново. Для примера: само название «Беззумный Адам» в оригинале выглядит как «MaddAddam» — согласитесь, гораздо лаконичней.

Личная оценка: 8 из 10
Похожие книги: «Дорога» Корма Маккарти, «Пикник на Обочине» Стругацких, «Лед-9» Курт Воннегут, «Рассказ Служанки» Маргарет Этвуд

Ну а теперь перейдем к нововведению в виде краткого пересказа. Каждая книга будет отделена картинкой, чтобы вы вовремя остановились и не нахватались спойлеров)

«Орикс и Коростель»

Главный герой называет себя «Снежный человек» и считает, что он — последний выживший на планете. Рядом с ним живут необычные создания — дети Коростеля, вид человека, созданный в лаборатории и идеально приспособленный для постапокалиптической жизни. Их создал безумный гениальный ученый — Гленн, или Коростель, который до катастрофы был другом Джимми: они познакомились в охраняемом поселке, когда их родители работали на одну из корпораций. Коростель пытался полностью избавить своих созданий от предпосылок к искусству и творчеству, однако они все же скрашивают свою жизнь пением и похожими на библейские историями, которые им рассказывает Джимми. В детстве Джимми и Коростель увлекались играми, одна из которых — «Вымирафон», где нужно было угадывать виды вымерших животных — оказалась ширмой для секретного чата группы под названием «Беззумный Аддам». Тогда же друзья проводили время за просмотром порно на закрытых сайтах, где наткнулись на молодую девушку, в которую оба влюбились. После школы Коростель попадает в лучший колледж и начинает работать над своим безумным планом, а Джимми занимается тем, что усиленно гробит свою жизнь, утопая в беспросветных отношениях и паршивой работе: придумывая слоганы для рекламных продуктов — к словам у него талант. Спустя некоторое время друзя встречаются: Коростель теперь крупный ученый, работающий над проектом вечной жизни (как думали инвесторы). Для работы он привлек гроссмейстеров из «Беззумного Аддама», вынудив их работать на него. Параллельно работа ведется над двумя проектами: создание идеального человека и разработка таблетки для удовольствий «Нега-плюс», в которую Коростель спрятал вирус. Формально Джимми должен заниматься рекламой этих таблеток. Там же, в лаборатории, он встречает девушку, в которую они оба однажды влюбились: теперь ее зовут Орикс, и она учит детей Коростеля важным для выживания вещам. Орикс — любовница Коростеля, но у них с Джимми все равно завязываются отношения. В обязанности Орикс входит также летать по миру, распространяя таблетки «Нега Плюс». Внезапно начинается эпидемия, и Джимми понимает, что очаги располагаются именно в тех городах, куда летала Орикс. Коростель просит Джимми позаботиться о своих созданиях и исчезает. Спустя некоторое время он возвращается с Орикс на руках и перерезает ей горло. Джимми тут же стреляет в друга, оставаясь один на один с бушующей эпидемией и детьми Коростеля. Переждав «Безводный Потоп» в герметично закрытом помещении, Джимми выполняет обещание и выводит детей Коростеля на берег, где они и обустраиваются. Джимми регулярно рассказывает им истории, где Коростель выступает в роли создателя, а Орикс — покровительницы всех животных. Книга заканчивается на моменте, когда Джимми видит других выживших людей и идет к ним.

«Год Потопа»

Время действия то же, события те же, но рассказанные с точки зрения Вертоградарей — религиозной общины, почитавшей природу. Община служит прибежищем для попавших в трудную ситуацию, одной из которых и является Тоби — жительница Плебсвилля. Вертоградари спасают ее от безумного головореза-начальника по имени Бланко и укрывают в саду на крыше. Книга начинается с Тоби, живущей после безводного потопа в одиночестве в салоне красоты — куда ей пришлось уйти, когда вышедший из тюрьмы Бланко раскрыл ее местоположение. Параллельно идет история Рен, танцовщицы клуба «Чешуйки» в Плебсвилле. Когда началась эпидемия, она оказалась запертой в санитарной зоне. В детстве Рен жила с вертоградарями, куда ее привела мать — Люцерна, бывшая «корпоративная жена», сбежавшая из охраняемого поселка с любовником — Зебом. Проживая в общине Рен находит Аманду (в прошлой книге она была одной из девушек Джимми, как и сама Рен) и они становятся лучшими подругами. После катастрофы Аманда добирается до клуба и спасает Рен из запертой комнаты. Там же они встречают своих бывших товарищей — после распада вертоградарей те угодили в больбол (аналог «голодных игр» с уголовниками, альтернатива смертной казни), но эпидемия позволила им выбраться. В больболе они встречают Бланко и еще двух головорезов, которые выбираются вместе с ними и теперь преследуют. Компания решает покинуть территорию, но по дороге их догоняют бандиты: Рен спасается и попадает к Тоби, а Аманду берут в плен. Тоби выхаживает Рен и они отправляются выручать Аманду, по пути столкнувшись со свиноводами (гибридными свиньями, результатами экспериментов) и слабеющим от раны Бланко, которого Тоби отравляет ядом. Затем девушки натыкаются на выживших — среди которых их приятели-вертоградари и несколько ученых, работавших на Коростеля. Во главе этой группировки «Беззумного Аддама» стоит Зеб, брат Адама Первого, основавшего общину вертоградарей — на его поиски и отправляется часть выживших. Тоби с Рен, в свою очередь, отправляются на поиски Аманды. Книга завершается сценой из первой части, где Джимми встречается с людьми. Аманда освобождают, больболистов связывают, в лесу слышится пение детей Коростеля, которые идут за Джимми, так как беспокоятся за него.

«Безумный Адам»

Дети Коростеля случайно развязывают преступников, те убегают. Понимая, что этим неприспособленным существам грозит опасность, Тоби уводит их с собой. Джимми болен, и создания Коростеля пытаются его вылечить. Жизнь остальных выживших идет своим чередом, но опасность не дает расслабиться: в любой момент могут нагрянуть больболисты. Пока Джимми в коме, дети Коростеля просят Тоби рассказывать им истории, и она постепенно становится кем-то вроде наставницы. В мифологии детей Коростеля появляется новый персонаж — Зеб, теперь они просят рассказывать Тоби истории про него. Впрочем, это весьма кстати, так как именно в этой книге между Тоби и Небом завязываются близкие отношения, и мы узнаем еще несколько недостающих деталей из истории. Например, о том, как были основаны вертоградари и уже знакомый клуб «Чешуйки», и что эти организации на самом деле собой представляли. Кроме того, к Тоби привязывается мальчик из детей Коростеля по имени Черная Борода. Тоби почти случайно обучает его письму, и тот семимильными шагами осваивает этот навык. Однажды к выжившим приходит целое стадо свиноидов, но они не спешат нападать. Выясняется, что создания Коростеля (по крайней мере Черная Борода) и свиноиды могут разговаривать друг с другом. Свиноиды просят людей помочь им расправиться с больболистами, которые убивают их сородичей. Оба вид заключают договор о ненападении, выжившие с грустью отказываются от перспективы есть бекон. Незадолго до этого выясняется, что трое девушек (Аманда, Рен и ученая по прозвищу Американская Лисица) беременны. Отцы детей неизвестны, посколько Аманда и Рен были изнасилованы больболистами и мужчинами, созданными Коростелем (второе — результат недоразумения, так как их действия подчинены инстинктам). Ну, а Американская Лисица «проводила эксперименты» с целью восстановить популяцию человечества. Вся толпа перебирается в более безопасное место с закрывающимися дверями — салон красоты. Мужчины, Тоби и Черная Борода вместе со стадом свиноидов отправляются на поиски преступников — те скрываются в куполе «Парадиз», где Коростель работал над своими проектами по уничтожению и созданию человечества. На входе в купол все еще лежат тела Орикс и Коростеля. На секунду потерявший рассудок Джимми произносит их имена вслух и Черная Борода понимает, что это те самые Орикс и Коростель из мифов. Истории рушатся на глазах, но Тоби находит правильные слова и объясняет, что это всего-лишь ненужные оболочки, и настоящие Орикс и Коростель совсем не здесь. В это время происходит схватка с бандитами: Джимми кидается вперед, чтобы защитить Тоби и Черную Бороду от пули — и погибает. Зеб не успевает спасти Адама — и тот тоже погибает у них на глазах. Они забирают с собой еще живых преступников и тела убитых и возвращаются на базу. Там состоится суд, где присутствуют все люди, свиноиды и Черная Борода в качестве переводчика. Некоторые люди пытаются найти оправдания бандитам, все свиноиды голосуют за смертную казнь — и бандитов убивают. Оба вида соглашаются поддерживать мир. У девушек рождаются дети, все они оказываются гибридами обычных людей и детей Коростеля. Зеб однажды погибает в схватке, и расстроенная Тоби уходит в лес, прихватив с собой баночку яда из грибов. На место расказчика встает Черная Борода, уже освоивший письменность и способность не только сохранять истории в памяти, но и записывать их. Благодаря Тоби появляются первые книги.