Понимание того, что «взрослый» далеко не всегда значит «умный» пришло ко мне в средней школе, классе в седьмом. Не уверена, была ли какая-то конкретная ситуация, но четко помню сам момент осознания. До этого я просто не задумывалась об этом или не обращала внимания. Этим «открытием» я незамедлительно поделилась с мамой, которая подтвердила: возраст — это в первую очередь опыт, а не мозги. Умный человек использует полученный опыт для саморазвития, не очень умный — похож на дрессированную собаку, вызубрившую, что от нее требуется в определенных ситуациях, чтобы получить угощение, а не пинок под зад.

В целом же, цифры в паспорте сами по себе никак не помогают лучше разбираться в жизни или определенной ее области, не наделяют обладателя прожитых лет интеллектом и вообще — являются формальностью. Тем забавнее видеть, как многие используют возраст в качестве железного аргумента в спорах. Люди, поступающие таким образом, выглядят жалко, сразу становится ясно: у них кончились аргументы. Когда собеседник убедительно доказывает свою точку зрения, аргументируя ее достоверными фактами, его оппоненту, не столь подкованному в вопросе, ничего не остается, как признать свое поражение и заявить нечто вроде «ты слишком молодой, чтобы понять». Чем глупее человек, тем чаще он использует возраст в качестве аргумента, скрываясь за спасительными цифрами как за ширмой. Переубедить такого собеседника можно, но нужно ли? Если человек так болезненно воспринимает свое поражение, стоит ли отбирать у него эту соломинку?

Да, умудренные жизнью старики — вездесущий литературно-кинематографичный образ, ассоциирующийся у нас с мудростью. Прожив на этом свете лет 70 и не выжив из ума, сложно не начать разбираться в жизни, хотя бы потому, что на своем веку ты видел огромное количество похожих ситуаций и прояснил что к чему. Но никто не отменяет того факта, что другим на то же самое понадобилось куда меньше времени: особенно в век информации, где новости, литература и различные информативные статьи на любые темы дают возможность наблюдать сотни жизненных ситуаций ежедневно. Если раньше человек мог впитывать опыт исключительно из книг или наблюдая за своим окружением, то сегодня у каждого есть доступ в интернет, который стирает все границы, а новые формы подачи информации позволяют значительно ускорить ее восприятие.

Каждый человек в чем-то разбирается, но это редко выходит за пределы сферы интересов. 15-летний школьник вполне может разбираться в политике, науке или искусстве гораздо лучше 80% взрослого населения, и в этом нет ничего удивительного. Опять же, при этом он может ничего не смыслить в литературе, музыке или самолетостроении. Человек может на все 100% погружаться в интересную тему и становиться в ней экспертом, независимо от возраста. Более того, школьники и студенты, из-за постоянной научной деятельности куда больше восприимчивы к новой информации — после окончания университета примерно 50% забивает на дальнейшее саморазвитие, а некоторые и вовсе забрасывают это дело после школы.

К чему я это все. Возраст — это формальность, которая имеет мало отношения к уровню интеллекта. Можно быть умным в 11, а можно — туповатым в 45. И наоборот. Использовать возраст в качестве аргумента довольно глупо, если только вы не с 3-летним ребенком спорите. Хотя, кто знает — может, он окажется вундеркиндом, а вы — в дураках. Возраст дарит нам опыт — бесценную вещь, но применить его с умом могут лишь те, у кого этот ум есть, в противном случае получается «эффект дрессированной собачки» (ничего не имею против собак, если что). В общем, в 21 веке уже давно пора перестать заглядывать людям в паспорт.