Самый узнаваемый дизайнер современности, человек, чьи черные очки и седые, стянутые в хвост волосы работают лучше визитной карточки и, пожалуй, единственный креативный директор в мире моды, чье имя ассоциируется с брендом едва ли не сильнее, чем с именем его создателя — все это Карл Лагерфельд. Человек, безусловно, талантливый, этот неутомимый немец известен еще и тем, что регулярно ведет себя как высокомерный мудак, позволяя себе резко высказываться там, где остальные стыдливо молчат.
Если говорить о его фирменном стиле, то хочется сказать одно: Лагерфельд — это мода. Несмотря на свой возраст (ему уже за 80, а точная дата рождения до сих пор — интрига), из сезона в сезон он умудряется создавать вещи не просто актуальные, а прямо-таки сверхкосмически актуальные, на которые волей-неволей ориентируются остальные.
С чего все начиналось?
Любовь к моде Лагерфельд проявлял еще в детстве, он всегда уделял большое внимание одежде и хотел стать художником или иллюстратором. И всегда отличался работоспособностью, что нельзя было не оценить — на пару с молодым Ив-Сен-Лораном в 1955 году он выиграл конкурс и получил стажировку в Pierre Balmain (Пьер Бальмен), где проработал 3,5 года, после чего перешел в Jean Patou. Его первая коллекция вышла не слишком удачной, но, тем не менее, Лагерфельд продержался там целых пять лет, после чего ему все наскучило — и он переехал в Рим, изучать историю искусств. В это же время дизайнер производит собственный ребрендинг: убирает последнюю букву из фамилии (раньше она звучала как «ЛагерфельдТ») — и начинается самое интересное.
Карл Лагерфельд в молодости
Расцвет карьеры
В 1963 году Лагерфельд присоединился сразу к 4 (!) Домам: Fendi, Chloè, Charles Jourdan, Krizia. Также он параллельно возглавлял линейку женского белья Stillmann, придумывал свитера для Ballantyne и работал модным консультантом Trevira. Сомнения в том, что он человек, появляются уже на этом этапе) Эта его фантастическая работоспособность сохранилась и по сей день, но об этом позже. Для каждого из брендов он умудрялся создавать эксклюзивные вещи, учитывая стилистику Дома.
Лагерфельд после шоу Chloe, 70-e
Например, для Chloè он создавал мягкие, женственные, иногда полупрозрачные вещи. Также он придумал обрабатывать края изделий зигзагообразной строчкой или вовсе оставлять их необработанными, если речь шла о коже и замше. А в 1973 году Лагерфельд создает для Дома первый парфюм с цветочным ароматом. В общем-то, до 1983 года, когда Карл покинул свой пост, дела у Chloè шли весьма хорошо. Кстати, он возвращался туда еще на пять лет, с 1992 по 1997, пока его не сменила Стелла Маккартни, про которую Лагерфельд нелестно отозвался: «Могли бы найти кого-то более известного».
Эскизы Лагерфельда для Fendi
Параллельно Лагерфельд стал сотрудничать с Fendi, что он успешно продолжает делать до сих пор. В далеком 1963-м этот бренд выпускал в основном меховые изделия сумки и чемоданы из кожи — Карл, кстати, вообще не сторонник эко-заменителей, за что на него регулярно и безуспешно пытаются нападать активисты за права животных. В интервью New York Post, модельер как-то обронил, что «не видит ничего предосудительного в том, что люди убивают зверей, которые при возможности сами бы убивали людей». С приходом Лагерфельда бренд Fendi вышел на новый уровень: добавилась линейка аксессуаров, одежды и обуви, а еще Лагерфельд придумал тот самый знаменитый логотип из двух F.
Новая эпоха Chanel и собственный бренд
После смерти Коко Шанель дела у Дома шли скверно, но Лагерфельду, как всегда, удалось вдохнуть новую жизнь в угасающее великолепие — и сделать Chanel одним из самых популярных и коммерчески успешных брендов современности. Вопреки убеждению мадам о том, что «колени всегда должны быть прикрыты», в арсенале Chanel появились короткие шорты и мини-юбки: умение не просто идти в ногу со временем, а опережать его, всегда было талантом Карла.
Рекламная кампания Chanel, весна 1990 года, фото: Карл Лагерфельд
Про Сhanel и Лагерфельда можно говорить бесконечно, и вообще это заслуживает отдельной статьи. Как раз тот случай, когда союз чего-то крутого с потрясающим получается как раз тем, что нужно здесь и сейчас. Невозможно представить Chanel без Лагерфельда — и наоборот, хоть эти два бренда и гениальны сами по себе.
Анна Винтур в жакете Chanel / фото из книги The Little Black Jacket: Chanel’s Classic Revisited; сумка lait de Coco из коллекции 2014 года
Таланты Лагерфельда не ограничиваются созданием гениальных коллекций: мода интересует его со всех ракурсов, в буквальном смысле. В середине 80-х он попробовал себя в роли фотографа и с тех пор создал не одну рекламную компанию для собственных брендов и не только. Он участвовал в создании нескольких книг и календарей, в том числе знаменитый Pirelli за 2011 год, а в 2000 году основал собственный издательский дом «7L». Его любовь к книгам — ни для кого не секрет, личная библиотека Лагерфельда вполне может конкурировать с любым книжным магазином. Ну, а в 2011 модельер выразил свою любовь к печатным изданиям создав парфюм «Paper Passion» с ароматом свеженапечатанной книги.
Также Лагерфельд частенько участвует в коллаборациях со всем на свете: от других брендов одежды и обуви до дизайна кейса Dom Pérignon и даже целого острова (!) IslaModa. Карл по-прежнему продолжает фотографировать (недавно, например, снимал Ники Минаж для обложки ELLE), а также ежесезонно создавать коллекции для своего бренда, Fendi и Chanel. Никто не знает точный возраст кайзера мира моды, но, будем надеяться, он давно разгадал секрет бессмертия.) Ну и напоследок еще несколько фактов про Лагерфельда: