В современном мире дизайнер — лишь часть огромной индустрии моды. Прошло время, когда Имя было неразрывно связано с брендом, когда репутация и связи определяли все, а конкуренция носила личный характер. Сегодня мода — это бизнес, а дизайнер — инструмент, который помогает связать ДНК и историю марки с современными потребностями рынка. Нанять дизайнера из Азии, чтобы получить новых клиентов, уволить создателя бренда из его собственноручно созданной компании, регулярно менять креативного директора, чтобы идти в ногу со временем… все это — нормальная практика, которая определяет моду как явление. Но тот факт, что бренд и дизайнер сегодня уже не связаны неразрывно, ничуть не умаляет ценности первого и второго. Поэтому наряду с постами про бренды в Around Fashion появится еще и серия постов про самих дизайнеров. И начнем мы с Джона Гальяно.

Итак, Гальяно — это театр. Его страсть к созданию детальных, иногда даже слишком кричащих и персонифицированных образов сделали его одним из самых узнаваемых «костюмеров» в мире моды. Еще во время учебы в Сент-Мартинс, он совмещал ее с работой в Национальном театре, что, очевидно, наложило отпечаток на все его творчество.

Фото из книги John Galliano: Unseen

Начало карьеры

Central Saint Martins Гальяно окончил в 1984 году, и его выпуская коллекция была посвящена французской революции — с присущей ему театральностью и вниманием к деталям. Все 8 образов были выкуплены бутиком «Brawn’s» и выставлены в витрине практически в тот же день.

Выпускная коллекция Гальяно, 1984 год

Подробнее про коллекцию «Невероятные» можно почитать здесь. После успешного выпуска Гальяно решил остаться в Лондоне, но его работы, хоть и вызывали у публики интерес, особого финансового успеха не приносили. Тогда он решил сменить модную столицу и переехал в Париж. Там с подачи всесильной Анны Винтур он изыскивает возможности и создает коллекцию, которая принесла ему не только известность, но и работу в Givenchy.

Fall 1994 Ready-to-Wear

Пост креативного директора в Givenchy сделал его первым британским дизайнером, возглавившим французский дом, но Гальяно там надолго не задержался. Уже через год его сменил Маккуин, а юный гений плавно переместился в Dior, где успешно работал с 1996 по 2011 год, пока язык и пара лишних бокалов не лишили его всего.

Джон Гальяно для Givenchy

Гальяно и Dior

Но самую громкую славу Гальяно, конечно же, принесла работа в доме Dior. В своих коллекциях дизайнер совмещал традиционные ценности и силуэты, характерные для великого модного дома и свою страсть к театральности и постановкам.

Джон Гальяно для Dior

Особое внимание Гальяно всегда уделял декорациям: его шоу неизменно погружали зрителей в тему коллекции с головой. Устроить бал в Опере, пригласить открывать показ мастеров боевых искусств или поместить действие на подиум, украшенный витражами и позолотой — это лишь малая часть идей, которые превращали шоу дизайнера в настоящее представление.

Dior Spring 1998 Couture


Fall 1999 Couture / Spring 2003Couture / Fall 2009 Ready-to-wear

Кроме того, дизайнер всегда уделял огромное внимание деталям: прически, макияж моделей, украшения, головные уборы, аксессуары, отделка, детали — всего этого у Гальяно всегда было в избытке.

Но, пожалуй, самой главной «фишкой» Гальяно можно назвать его самого. Как однажды прекрасно спел Мэрилин Мэнсон: «But now I’m not an artist, I’m fucking work of art». Эпатаж дизайнера, его стиль, его внешний вид и знаменитые появления после шоу сделали Гальяно одной из самых узнаваемых персон в мире моды.

Джон Гальяно в объективе Патрика Демаршелье для Harper’s Bazaar US, 2004

Даже традиционный поклон дизайнера после показа Гальяно умудрился превратить в часть шоу: создавая коллекцию, он продумывал образ и для себя, в итоге зрители ждали его появления не меньше, чем выхода моделей.

В целом Dior времен Гальяно мне очень нравится, до появления на посту креативного директора Марии Грации Кьюри период с 1996 по 2011 оставался у меня любимым в истории Дома. Вот мой личный топ-5 коллекций Гальяно для Dior:

Параллельно с работой в Dior Гальяно продолжал работать над своим собственным брендом, где его творческое мышление вообще не ограничивалось никакими рамками. Особенно интересны мужские коллекции — пожалуй, никто и никогда не делал мужскую моду настолько интересной, шокирующей и впечатляющей, как это делал Гальяно. Собственно, это даже не мода, а все то же шоу с идеальным кроем и продуманными до мелочей образами:

Впрочем, и женские коллекции не отставали: самые яркие идеи, театральный грим, безумные прически и грандиозные декорации каждый сезон делали шоу John Galliano одним из самых ожидаемых событий.

Скандал и увольнение

Все шло просто прекрасно вплоть до 2011 года, пока, пропустив пару лишних рюмок, Гальяно не вляпался в настоящий скандал. За антисемитские высказывания дизайнера уволили не только из Dior, но и из собственного бренда, а суды и вынужденная реабилитация на время вычеркнули его из мира моды. Несмотря на резкое решение обоих модных домов, не вся общественность отвернулась от Гальяно: многие его коллеги, а также модели и деятели искусства, с которыми дизайнер работал долгие годы, встали на его сторону, и вскоре после скандала Джон Гальяно вернулся, чтобы открыть новую главу в своей биографии.

Кейт Мосс в Dior Couture для Vogue UK, 2006

Maison Martin Margiela

Самый таинственный дом моды в истории заслуживает отдельного поста, поэтому скажу лишь, что, на мой взгляд, союза лучше, чем Гальяно и Maison Martin Margiela трудно представить. Уникальные образы и «безликость» бренда в сочетании с театральностью и экспрессионизмом дизайнера вылились в нечто идеальное. Первый показ проходил в обстановке строгой секретности и для ограниченного числа гостей, но фотографии с него мгновенно разлетелись по всему миру.

Maison Martin Margiela Spring/Summer 2015 Couture

Гальяно отказался от фирменных масок, скрывавших лица моделей в пользу привычного грима и нестандартных причесок и сумел совместить стиль Maison Margiela с излюбленными формами и силуэтами. Получилось так потраясающе, что хочется аплодировать стоя.

В общем, мир должен радоваться, что существует Джон Гальяно: он подарил нам ассиметричный крой, «газетный» принт (помните 90-е?) а еще показал, что театру всегда есть место на подиуме (да и в жизни тоже), границы существуют для того, чтобы их нарушать, а самый громкий скандал может вместо краха и разочарования стать началом чего-то большего. Надеюсь, в будущем в карьере Гальяно обойдется без лишнего алкоголя, нелепых высказываний и прочей ерунды — не хотелось бы, чтобы мир моды снова лишился такого талантливого художника даже на пару сезонов.

P.S Странно, что при всей своей любви к костюмам Гальяно не создавал костюмы для фильмов или театральных постановок. Среди его работ в качестве костюмера — клип «Take a bow» Мадонны и концертные образ для Кайли Миноуг .

Зато он нередко создавал образы для знаменитостей, одна из последних работ — созданный для Рианны образ на Met Gala 2018, основанный на образе из коллекции для Dior 2000 года: