/ library

Маргарет Этвуд: «Слепой убийца»

«Трагедия — не всегда гром среди ясного неба, гораздо чаще она напоминает обычную жизнь» — примерно такая мысль прошивает красной нитью весь роман Маргарет Этвуд «Слепой убийца». Трагедия в книге действительно есть, точнее, их предостаточно, но за нелинейным повествованием, ворохом событий и историй, все эти драматичные моменты очень просто проглядеть.

В романе можно выделить две линии: первая — это воспоминания из прошлого, переданные газетными вырезками, чужими монологами и литературными флешбеками, вторая — настоящее время, от лица главной героини, которая пережила всех участников событий. В центре сюжета — история ее жизни, неразрывно переплетенная с историями других людей. Подача настолько непривычная, что поначалу теряешься и никак не можешь вникнуть ни в хронологию, ни в суть описываемых событий. К середине все становится понятно, а развязка кажется предсказуемой, в том числе из-за спойлеров, возникших в сюжете раньше: две линии повествования из прошлого и настоящего постепенно стремятся к одной точке. кстати, похожий прием был и в трилогии Maddaddam, о которой я писала совсем недавно. Несмотря на неоднозначные составляющие, в книге есть что-то притягательное. То ли описание жизни состоятельной семьи прошлого века, то ли сложный характер одной из героинь, то ли фантастические истории, заставляющие играть повествование новыми красками… Сложно сказать что именно, но это «неведомое» заставляет дочитать до последней страницы и испытать смешанное послевкусие.

Личная оценка: 6 из 10
Похожие книги: Джоди Пиколд «Ангел для сестры», Александр Островский «Бесприданница», Шарлотта Бронте «Джейн Эйр», Диана Сеттерфилд «Тринадцатая сказка», Джоанн Харрис «Пять четвертинок апельсина», Фицджеральд «По ту сторону Рая»

Краткий пересказ. Achtung! Ниже вас ждут СПОЙЛЕРЫ

Главная героиня — пожилая женщина Айрис Гриффен, в девичестве Чейз. Чувствуя, что ее время подходит к концу, она начинает записывать события из прошлого и раскрывает несколько тайн из своей жизни для единственной оставшейся в живых родственницы — внучки, которую она никогда не видела. История начинается с детства Айрис Чейз и ее сестры Лоры (первая половина 20 века), которая по совместительству является вторым главным персонажем истории. На одном из пикников Айрис и Лора, девушки из обеспеченной семьи, знакомятся с Алексом Томасом — загадочным парнем «без рода имени» и обе в него влюбляются. Со временем дела семьи Чейз пошли хуже, и отец вынудил Айрис выйти замуж за одного из своих конкурентов — Ричарда Гриффена, в надежде, что его деньги и положение обеспечат дочерям хорошее будущее. Вскоре отец умирает. Брак, без любви, разумеется, не клеится, и Айрис находит утешение в объятиях старого знакомого, случайно встреченного на улице — Алекса Томаса. Он — преследуемая законом загадочная личность, зарабатывает на жизнь написанием фантастических рассказов, некоторые он рассказывает Айрис во время их встреч. Со временем у Айрис появляется дочь (от Алекса), а, спустя некоторое время, ей приходит телеграмма о том, что ее возлюбленный погиб. Незадолго до этого в семье случается еще одна трагедия: младшая сестра, Лора, оказывается в лечебнице. Ричард и его сестра Уинифред, которая всем заправляет, утверждают, что бедняжка тронулась умом. Айрис подозревает неладное, но верит. Спустя некоторое время Лоре удается ускользнуть из лечебницы, и она договаривается о встрече с Айрис. Во время встречи она рассказывает, что на самом деле была беременна, а в клинику ее упрятали намеренно, отца ребенка она назвать отказывается. Тогда же она узнает, что Айрис и Алекс были любовниками, и что тот — погиб. Она крадет у сестры сумочку и ключи от машины и скрывается. На следующий день она появляется в доме, оставляет Айрис свои дневники и съезжает на автомобиле сестры с моста. После трагедии Айрис открывает дневники сестры и понимает, что ребенок — не от Алекса, как она подумала сначала: тот для нее был лишь абстракцией, реальных отношений между ними не было. Сложив факты, она понимает, что это — дело рук Ричарда, у которого болезненная страсть к молодым девушкам. Она забирает дочь и уезжает в город, где родилась. Ричард через сестру Уинифред пытается уладить ситуацию, в конце концов соглашается выплачивать определенную сумму денег и оставить их с дочерью в покое. Вскоре он погибает, и Уинифред отбирает у Айрис дочь, запретив ей видеться и с ней, и с родившейся позднее внучкой. В память о Лоре Айрис издает книгу под ее именем, где рассказывает всю правду. Действие заканчивается в настоящем времени, когда Айрис пишет эту историю для своей внучки

library, книги