Я в своей жизни писала много статей — и научных для универа, и развлекательных для журналов, и информативных для различных сайтов, и каких угодно — для своего собственного блога… Со временем сам собой появился алгоритм, которым я на автомате пользуюсь всегда, когда сажусь за ноутбук с целью написать что-нибудь мало-мальски полезное. Ну, и раз уж зашла речь о каких-то «секретах» и правилах, я просто не могу не поделиться ими с вами — вдруг пригодятся? Итак, поехали.

Шаг первый — выбор темы.
Если вы не можете четко и внятно объяснить, о чем ваша статья, то незачем и браться за нее. В случае с вечным вопросом «о чем написать?» можно идти двумя путями: оттолкнуться от своих интересов или от актуальных тем. В первом случае статья получится более искренней, зато во втором больше шансов «попасть в струю» и получить отклик. Но даже выбирая актуальную тему, стоит посмотреть на нее под другим углом: миру вряд ли нужны очередные «10 фактов об Игре Престолов», написанные как под копирку.

Шаг второй — структура.
Любая хорошая статья состоит из заголовка, вступления, основной части и заключения. В случае с новостными статьями вместо заключения чаще всего идут информативные абзацы из предыдущих статей по теме, перечисления фактов и кросс-ссылки на другие статьи или источники. Впрочем, новости — это вообще отдельное искусство, которым великолепно владеет, например, Meduza. Мы же сегодня говорим о статьях в общем, и давайте, пожалуй, поподробнее разберем основные составляющие.

Заголовок
Это первое, на что обращает внимание читатель, поэтому заголовок должен всячески вызывать желание открыть статью. Это может быть вопрос, актуальная тема, противоречие… да что угодно, лишь бы передавало суть и интересовало читателя. Например, «17 фактов о бобрах», «Есть ли жизнь на Марсе?» и «Почему новый фильм Спилберга провалится в прокате»

Вступление
В качестве вступления хорошо работают истории, особенно личные. Случай из своей жизни, жизни друзей и друзей друзей, в крайнем случае — выдуманная история, которая раскрывает тему. Все это помогает набросать фон для будущего повествования и создать атмосферу. Для этой цели также подойдет и просто живописное описание чего-либо, если хотите передать красоту момента. Завязать диалог с воображаемым читателем помогают обобщения вроде «все мы когда-нибудь…» или наводящие вопросы.

Основной текст
В «сердце» статьи вы, собственно и рассказываете обо всем, о чем планировали. Здесь можно выделить два основных момента: лаконичность и информативность.

  1. Если можете сократить — сокращайте. Атмосферу вы зарисовали еще во вступлении, теперь время для фактов. Но не перестарайтесь, чтобы не получилось слишком сухо, немного «воды» все же не повредит. Кроме того, лучше всего руководствоваться правилом: «одна мысль — один абзац» и по максимуму или сузить тему или сократить объем. К примеру, если вы пишете обзор на премьеры месяца — лучше ограничиться очень кратким описанием фильмов, а если вас интересуют конкретные картины — написать подробный, но лаконичный отзыв на каждую. Еще лучше — сделать цикл статей, а затем написать один общий обзор, дав ссылки на подробные отзывы: во-первых, так удобнее ориентироваться, во-вторых, кросс-ссылки увеличивают просмотры и повышают шансы на то, что читатель задержится на вашем сайте подольше.

  2. Даже если вы считаете себя экспертом по теме, все равно лучше проверить информацию в других источниках. Например, когда я пишу о путешествиях, я всегда пользуюсь официальными сайтами музеев и достопримечательностей, читаю блоги и отзывы людей, побывавших там же. Это помогает создать более объективную картину и дать читателям больше полезной информации чем «я был там-то и видел то-то». Также, если вы ссылаетесь на какие-то данные, которые могут измениться (цены на билеты, часы работы, правила и т.д), то лучше дать ссылку прямо на источник. Больше всего информации, как известно, на языке оригинала или, если повезет — на английском, поэтому не ограничивайтесь русскоязычными сайтами.

Заключение
В финале лучше всего подбить итоги, резюмировав все написанное выше. Например, из этой статьи вы узнали, что:

  1. Статья начинается с выбора темы
  2. Заголовок должен быть интригующим и информативным
  3. Личная история — отличная идея для вступления
  4. При написании статьи лучше использовать несколько различных источников, в том числе на других языках
  5. Один абзац — одна идея

Также в заключении лучше всего еще раз подчеркнуть основную мысль и подвести итог: зачем вы все это затеяли. Статьи без заключения всегда оставляют ощущение недосказанности и словно обрываются на середине (мне часто попадаются подобные на TJournal).

Наконец, шаг третий — перечитать
Я часто пишу статьи в спешке и стараюсь тут же опубликовать — и это, черт подери, неправильно. Да, я прочитываю написанное — не не всегда слишком уж тщательно и, чаще всего, когда у меня наконец находится время на вычитку, я обнаруживаю в статье опечатки или думаю, что можно было выстроить текст по-другому. Лучше не спешить, а вдумчиво и с расстановкой перечитать все несколько раз, прежде чем публиковать.

А что, если все равно получается какая-то лажа?
Иногда бывает так, что и тема интересная, и писать хочется, но вот не клеится что-то — и все тут. Самый лучший вариант — отложить написанное и отдохнуть или тут же открыть новый файл и начать сначала. Чистый лист позволит заново перебрать мысли в кучу, а к черновику всегда можно будет обратиться, если понадобится.

Как видите, в написании хорошей статьи нет ничего сложного, вопрос только в том, что вы считаете по-настоящему хорошей статьей и какого эффекта хотели добиться. Надеюсь, эти простые советы не окажутся для вас бесполезными)