Книги Исигуро — как сон: не слишком понимаешь, что происходит, но плавная, текущая как ручей, речь увлекает тебя и не дает оторваться от написанного. В его романах реальность всегда наполнена сюрреализмом, настоящее и вымышленное — части одно целого, а границы разумного всегда размыты и призрачны. «Погребенный великан» — не исключение, на фоне вплетенной в декорации средневековой Англии сказки, в которой есть рыцари, принцесса и даже дракон, расцветает вечная идея о том, нужна ли человеку память.
Язык, которым написана история, завораживает, словно та хмарь, описанная на страницах романа. Раз — и ты забываешь, что усилишь в комнате, остаются только бескрайние британские поля, затянутое тучами небо и мистические существа, которые в таких декорациях по-настоящему оживают. На первый взгляд, это история о пожилой паре, которая направляется в деревню к сыну, а по пути ввязывается в сомнительное приключение, но, стоит вчитаться, как начинает кружиться голова от количества аллегорий и собирательных образов. Находится место и для бравого рыцаря, и для одержимого местью война, и для таинственного острова, куда лишь единицы могут попасть не по-отдельности, а вместе, как и при жизни… и даже Король Артур с Мерлином появляются, пусть и вскользь, в воспоминаниях других персонажей.
Сложно сказать однозначно, про что это книга. Для меня основной темой все-таки стала память: рассуждения о полезности наших воспоминаний буквально во всем — от бессмысленной и беспощадной войны до романтических чувств. У книги совершенно потрясающий финал, который ставит многоточие в рассуждениях автора и, хоть и оставляет горьковатый привкус, все равно великолепно смотрится в конце этой истории. И да: это приятно читать, как и все книги Исигуро. Витиеватость языка в сочетании с кажущейся простотой сюжета и этот странный баланс на грани сна и реальности — вот что делает его книги особенными.
Личная оценка: 8 из 10
Похожие книги: Кадзуо Исигуро «Остаток дня», «Безутешные», Жозе Сарамаго «Слепота», Стивен Кинг «Бессонница», Стругацкие «Град обреченный»