В наши дни даже деловые звонки — редкость, которая большинством принимается как нарушение личного пространства. Хорошо, что есть мессенджеры, которые предлагают сразу несколько способов связи, и старая добрая электронная почта, которая снова стала популярной. К сожалению, пребывание онлайн 24/7 размывает границы: и рабочего графика, и правил приличия… Согласитесь, большинство предпочитает начать не с «добрый вечер», а с интересующего вопроса, контрольным в голову.

Но если завалиться к малознакомому человеку без приглашения домой — так себе затея, и это очевидно, то с границами электронного пространства не все так просто. Я уже писала про то, как оградить себя от бестактных мудаков, а сегодня поговорим о другой стороне вопроса: как этим самым мудаком не становиться. Итак, 7 простых правил, которые сделают рабочие (да и не только) контакты проще и приятнее, поехали!

  1. Сначала напишите
    Да, по телефону иногда гораздо проще решить тот или иной вопрос, но сейчас у большинства ненормированный рабочий график, командировки или сеанс йоги во время обеденного перерыва. В общем, мало кому нравится, когда его беспокоят. Старайтесь по максимуму пользоваться почтой и сообщениями, запишите аудио. Наконец, спросите, удобно ли будет, если вы сейчас позвоните.

  2. Краткость — наше все
    Никто не хочет тратить вечность на прослушивание километровых аудио (кроме наших друзей, конечно, им приходится терпеть) или чтение эпоса на тему проблем в текущем проекте. Не насилуйте собеседника: сначала сформулируйте мысль, а затем четко и емко ее изложите. Стремитесь к тому, чтобы уложиться в пару предложений и избавьте слушателя или читателя от предысторий и лишних объяснений.

  3. Соблюдайте дозировку
    40 сообщений — это перебор. Даже если они по одному слову. Особенно, если они по одному слову. В дружеской переписке — это ок, но обращаясь к малознакомым людям, старайтесь формулировать как можно более четко и лаконично, укладываясь в одно-два сообщения. Вроде бы очевидно, но многие этим грешат.

  4. Элементарная вежливость
    Поздоровайтесь, задайте вопрос, поблагодарите. Никто не отменял базовых вещей: вы же не врываетесь в офис с банка с криками «че там не так с моей картой?!» (надеюсь). Так почему, заказывая через инстаграм дизайнерские вещи, цветы и прочее или обращаясь к представителям компаний в соцсетях, многие позволяют себе забыть обо всех правилах приличия и вести себя как хамло?

  5. Посмотрите на часы
    Да, многие в курсе про режим «не беспокоить», а некоторые и вовсе отключают телефоны по вечерам, но все-таки, старайтесь отложить вопрос до того времени суток, когда за окном — светло. Если не хотите ждать — напишите мейл, при необходимости сообщив человеку, что вы это сделали.

  6. Конкретней
    Указывайте тему письма — адресату будет проще найти его в ворохе писем. Сообщайте детали (например, при заказе чего-либо в соцсетях): уточните что именно вы хотели бы приобрести или по какому поводу задаете вопрос, приложите фотографии. Этим вы значительно упростите работу собеседника и сэкономите время.

  7. Прочтите мысли
    Поставьте себя на место собеседника. Оцените свой запрос/сообщение/письмо с точки зрения получателя: как бы вы отреагировали на время, тему, подачу информации — все ли понятно, удобно ли вам отвечать на это, устроил бы вас такой тон письма или формат обращения, взяли бы вы трубку в такое время суток, стали бы читать сообщение до конца и так далее. Несмотря на то, что мир вокруг нас меняется, старое правило: «поступай с другими так же, как хотел бы, чтобы поступали с тобой» остается в силе.

Вот, пожалуй, и все, о чем можно упомянуть. В конце концов, все работают в разном режиме и разных часовых поясах, трудно подстраиваться под весь окружающий мир — да и не нужно: достаточно никому не действовать на нервы и тогда (возможно) карма сработает, и никто не будет действовать на нервы вам.

P.S. Ушла строчить километровые мейлы, записывать по 18 аудио в минуту и звонить без предупреждения после заката солнца