«Франц Грильпарцер умер в 1872 году, и умер навсегда, подобно дешевому местному вину, которое даже вывезти никуда нельзя из Вены, потому что по дороге оно испортится»


Я ненавижу романы «о жизни», особенно те, где эта самая жизнь описывается от начала до конца, напоминая читателю о хрупкости и непредсказуемости того отрезка времени, что уготован ему самому. Именно в таких книгах встречается занудная семейная хронология (Да простит меня Гарсия Маркес!), а также осязаемое присутствие смерти, которая так и норовит напомнить о своем присутствии в этом мире.

Я ненавижу романы «о жизни» за их размеренную неторопливость, размазанную по восьми сотням страниц, растянутую между предисловием и эпилогом. Я люблю большие книги, чем толще – тем лучше. Но именно «лайфстори» затягивают меня в пучину отчаяния, заставляя тратить на роман не 2−3 дня, а пару недель. Даже самые интересные экземпляры я читаю ме-е-е-едленно, как бы оттягивая развитие событий на потом.

Я ненавижу романы «о жизни» именно потому, что зачастую они правдивы, пусть даже в них с лихвой досыпано мистики и волшебства. И вот эта обреченность, которая сквозит меж страниц даже самых жизнерадостных книг, заставляет меня откладывать романы «о жизни» в долгий ящик.

«Значит, "Мир глазами Гарпа" – не лучшая идея для чтения?»: спросите вы. Черта с два! Да, я бесконечно долго читала эту книгу. Жалкие 700 или 800 страниц я мусолила недели две, но в процессе получила максимум удовольствия. В романе не раз поднимается тема "настоящего писателя", и этот роман дает полное право утверждать: Ирвинг - настоящий. Потрясающий язык, четко выстроенная композиция романа, великолепные мысли и "многоуровневое" повествование делают «Мир глазами Гарпа» отличной находкой.

Хронология романа охватывает около 60 лет - с 1920 и где-то до 1980-х годов. Роман начинается с одной Джейни Филдс и кольцом замыкается на другой. На самом же деле это история Гарпа: история всего, что было до него и всего, что после него осталось. Дурацкая, нелепая, местами абсурдная и оттого парадоксально реалистичная история одной жизни (ну, и десятка других заодно). Рассказы внутри рассказа (Гарп - писатель), самые неожиданные персонажи (первая феминистка, спортсмен, сменивший пол, потрепанная жизнью проститутка, лучший в стране тренер по борьбе...), а также целая гора идей и мыслей, которые хочется цитировать целиком. Часть действия происходит в Вене, и, черт побери, это самое точное определение этого города, которое я когда-либо слышала:

«Вена – скорее музей, где помещается мертвый город, чем город, который полон музеев и все еще жив»

Какими бы странными и абсурдными ни были герои романа, всех их объединяет одно: они не обращают внимания на других и живут так, как им нравится. Да, они могут не вписываться в общество, но разве этого кого-то волнует? Впрочем, едва познакомившись с матерью Гарпа, Джейни Филдс, вы даже думать забудете о том, что бывает по-другому. Это заставляет вспомнить еще одну потрясающую цитату из романа:

«Роман – лишь кладовая для тех важных вещей, которые автор не в состоянии реализовать в реальной жизни»

И, наконец, самое удивительное. Несмотря на то, что смерти в романе – бессовестно много (закравшись на страницы однажды, она не щадит никого), печального послевкусия не остается. Никаких загруженных тяжелыми мыслями недель на размышление (а такое частенько случается после подобных романов), никакого желания прочесть немедленно что-нибудь жизнерадостное… Просто факт: хорошая книга прочитана, можно идти дальше, лишь иногда возвращаясь мыслями к прекрасным идеям и цитатам. И это – здорово.

Личная оценка: 7 из 10
Похожие книги: Павел Санаев «Похороните меня за плинтусом», Элис Сиболд «Милые кости», Джоан Харрис «Пять четвертинок апельсина», Гарсиа Маркес «Сто лет одиночества», «Дневник» Чака Паланика