Прежде, чем я начну, стоит признать, что косяки в фильме есть. Например – проблемы с сюжетом и не до конца прописанные (или ведущие себя нелогично) персонажи. Если разбирать «Бэтмен против Супермена» именно как фильм, то высоких оценок он не заслуживает. Но восхититься им все-таки можно, если на секунду отбросить ожидания и логику и с головой окунуться в фантастический мир Снайдера.

Я очень редко читаю рецензии на фильмы, особенно рецензии, написанные не кинокритиками, а журналистами. Они не так часто ставят перед собой задачу понять фильм - и их трудно за это винить. Когда на носу - выходные, а редактор трясет за плечо, требует крови текста, трудно высосать из пальца что-нибудь оригинальное. Особенно, если даже критики – и те ругают вышедший на экраны блокбастер. «Чем я хуже?» подумали десятки журналистов, быстренько перекатав тексты коллег на свой лад и отправившись в бар за «маргаритой». Чаще всего такие рецензии (особенно негативные) похожи друг на друга как близнецы и составлены по одному образцу: например, действительно дельному отзыву кинокритика. Что в итоге?

Привыкнув к легким, ярким, высокобюджетным и рассчитанным на мозг среднестатистического школьника фильмам по комиксам Marvel, а также примирившись с серьезным Нолановским «Темным рыцарем», обычный зритель просто не может «въехать» в фильм Снайдера. Не вписывается фантазия режиссера в рамочные конструкции обывателей. Те, кто смотрел «Хранителей», ругают Снайдера за «слишком по-нолановски». Те, кто не смотрел – ругают за отсутствие разжеванных объяснений каждого кадра. Лекса Лютера ругают за то, что «Слишком Цукерберг в исполнении Айзенберга», чудо-женщина под раздачу попадает редко, но случается. Самое забавное из рецензий: «Она, как настоящая женщина – еще разгуливает по квартире в халате, когда битва уже началась».

Вопреки убеждениям, комиксы – это совсем не просто. Существует огромное количество альтернативных вселенных, и каждый новый фильм создает еще одну. Перед режиссером любого фильма по комиксам стоит непростая задача, и Снайдер справился с ней блестяще. В его голове рождается множество странных и великолепных картин, и «Бэтмен против Супермена» – это не набор клише, не попытка сделать кино, которое принесет золотые горы – это просто еще один взгляд на мир глазами Снайдера. Его фильмы нужно смотреть как картины, как произведения искусства – и странно было бы ставить их в один ряд с остальными продуктами киноиндустрии. Разумеется, как у любого искусства, у фильмов Снайдера есть свой круг ценнителей. И, когда то, что предназначено для горстки людей, становится предметом общественного достояния, выходит нечто вроде Моны Лизы в Лувре:

Самое лучшее сравнение, что пришло в голову – ювелирка Сальвадора Дали. Это самое прекрасное, что мне довелось видеть в жизни. И больше всего меня впечатлила небрежность, с которой художник относился к бриллиантам и драгоценным металлам: для него они были всего лишь материалом для воплощения замысла и не имели никакой ценности сами по себе. Он виртуозно сочетал чистое золото с янтарем, кристаллы - с бриллиантами, заставлял эти конструкции двигаться с помощью хитроумных механизмов и оттенял их фрагментами картин, написанных маслом на холсте или дереве. Когда конечная цель – искусство, а не деньги, это всегда чувствуется. Именно это я увидела в «Бэтмене против Супермена», и именно это делает фильм по-настоящему фантастическим и достойным просмотра.