Добраться из Владивостока до Москвы и обратно прямым рейсом, без пересадок, можно несколькими способами. Перелет непростой, 8−9 часов в пути (в зависимости от направления) и больше 9 тысяч километров: конечно же, такое расстояние хочется преодолеть с максимальным комфортом, и вариантов, в общем-то, не так уж много – всего четыре. Первый – эконом-класс в авиакомпании Россия, на мой взгляд, это маленький филиал Ада на Земле (или правильней будет сказать «в небе»?). Я начала более-менее осознанно путешествовать на самолете с 7 лет (было и раньше, но тогда я вряд ли я смогла бы оценить уровень обслуживания пассажиров)), и с тех пор сервис и условия полета на наших авиалиниях стали значительно круче: многое изменилось, но все-таки тенденция к улучшениям остается. И вот за весь свой «полетный опыт» я летала самыми разными рейсами, и могу с уверенностью сказать, что Россия – хуже любого лоукостера, потому что от последнего ничего не ждешь и платишь копейки, а вот билет «России» до Москвы стоит ненамного дешевле аэрофлотовского.

Пережить 9-часовой рейс авиакомпании «Россия» в эконом-классе можно, нужно только захватить с собой хорошую переносную зарядку, полный комплект девайсов с музыкой, книгами и фильмами чтобы не заскучать в полете и, желательно, еду. Система развлечений на борту «временно» не работает (с тех пор как «Росиии» отошли старые самолеты «Трансаэро», очевидно), и, судя по ее внешнему виду, не имеет шансов воскреснуть, а насчет еды… лично я, когда забываю с собой что-нибудь захватить, предпочитаю поголодать до прилета и поесть уже в аэропорту. Собственно, бизнес-класс «России» – это не то, что лично мне хотелось бы попробовать. Преимущества сомнительны, так что скорее всего это пустая трата денег – но я, конечно, могу ошибаться. Также есть сложности с перемещениями: рейсы этой авиакомпании прилетают во Внуково, так что, если дальше вылетать из Шереметьево, то вам предстоит либо поездка на двух экспрессах и метро, либо бессмысленная поездка на такси (дольше, дороже и не сказать что комфортнее)

Второй вариант – это, конечно же, эконом-класс компании «Аэрофлот». И это относительно недорогой и весьма комфортный способ провести 9 часов в полете. Система развлечений работает всегда, библиотека фильмов отличная, так что вы вполне сможете скоротать несколько часов за просмотром последних новинок, на которые не успели в кинотеатр. В остальном же условия приятные, а еду вполне можно есть. Если у вас особенные предпочтения – вы всегда можете заказать специальное питание (делать это нужно заранее, не забывайте).

Также относительно недавно у Аэрофлота появился класс «комфорт» – это улучшенные места, что-то среднее между экономом и бизнесом. Лучше еда, чуть больше места, ну, а в целом – это просто улучшенный «эконом», который и так весьма неплох. Этот класс есть только на лайнерах Boeing 777−300ER, таких самолетов в парке Аэрофлота всего 16, и они используются для дальнемагистральных рейсов. Соответственно, билетов в «комфорт» не так много, и есть риск, что в последний момент самолет поменяют – и вы останетесь ни с чем. Единственный плюс в таком случае – это большее количество бонусных миль и, если повезет, вас могут пересадить в бизнес. Но, конечно же, тут играет роль удача и наличие посадочных мест.

А вот бизнес-класс — вещь действительно стоящая. Это замечательный сервис, комфорт и небольшие преимущества, которыми можно воспользоваться еще до вылета — залы ожидания повышенной комфортности, увеличенная норма багажа и ручной клади, приоритетная посадка в самолет и так далее. Впрочем, часть этих преимуществ дают и карты часто летающих пассажиров, а в той же приоритетной посадке не всегда есть смысл. Но все равно приятно.

Я за все свои 24 года не летала бизнесом ни разу, и вот сейчас, вылетая из Баку во Владивосток, решила попробовать. При перелете из Азербайджана до Москвы мне достался не самый новый самолет: кино посмотреть можно, кресла чуть шире и чуть сильнее откидываются, но не слишком — так что основной кайф от бизнес-класса был в отсутствии соседей (салон был заполнен наполовину) еде, обслуживании и возможности выпить вина и более-менее приличного кофе. Впрочем, перелет длится всего три часа, рейс ночной, и, если ты обладаешь навыком моментального засыпания в самолете — то у разницы между бизнесом и экономом есть все шансы остаться незамеченной.

В бизнесе предлагают приветственные напитки при посадке в самолет, на рейсе из Баку это были безалкогольные сок-вода, а вот при вылете из Москвы предлагали шампанское.

Лирическое отступление: сейчас вот переписываю все это с диктофона и понимаю, сколько красок придает интонация, которой лишен печатный текст. Блог на youtube завести что ли? (нет)

Также в бизнес-классе каждому пассажиру предлагают дорожный набор, который существенно облегчит жизнь всем, кто не привык (или забыл) взять с собой на борт базовые вещи вроде щетки, зубной пасты и увлажняющего крема. Продукты, кстати, неплохие — во втором наборе был бальзам для губ и крема для рук и лица от salvatore ferragamo, а паста R.O.C.S (этой маркой обычно пользуюсь и дома)

На еде стоит остановиться подробнее, потому что еда в бизнес-классе у «Аэрофлота»— это то, что определенно стоит внимания. Меню разрабатывают настоящие профессионалы, это действительно вкусные, проработанные до мелочей блюда, которые хочется попробовать. Единственное, о чем жалеешь — что в тебя не влезет все и сразу, хотя, думаю, голодный мужчина вполне справится со всем меню). Красивая сервировка, приятные приборы и оранжевые розы в тон фирменному цвету «Аэрофлота»:

Можно было бы даже на секундочку забыть о том, что ты на высоте 10 тысяч метров, если бы не суперустойчивые бокалы и пейзаж за окном.

Из Москвы во Владивосток я уже летела на одном из лучших на данный момент лайнеров в парке «Аэрофлота», Boeing 777−300ER (о нем я писала выше). И вот здесь как раз невероятно удобные кресла в бизнесе, которые раскладываются на 180 градусов до полноценной кровати. А расположение такое, что тебе не приходится особо контактировать с соседями, даже с теми, которые сидят прямо рядом с тобой. Также стоит отметить очень приятное освещение: при взлете и посадке — приятный приглушенный оттенок белого, а при ночном перелете, когда большинство пассажиров ложится спать — плавный переход от розово-красного к космическому фиолетовому оттенку:

Для тех, кто хочет продолжить чтение или категорически не умеет спать в самолете (как я например) есть две лампочки индивидуального освещение, одна — в спинке сидения, позволяет читать, например, в лежачем положении, вторая — сверху, и свет от нее точечный и довольно яркий. Сравните сами, вот кадр при красноватом освещении а-ля «Твин-Пикс»:

А вот при том же свете, но с лампочкой индивидуального освещения:

Конструкция лампочки и направление светового луча таково, что не будет мешать вашему соседу, так что, если вы как и я, даже после двух суток без сна и в таких условиях, да еще и с огромным шикарным одеялом не можете уснуть — можете спокойно читать или заниматься творчеством весь полет.

Кстати, про творчество. Помню, еще на первом курсе универа преподаватель по основам композиции заявил: «лучший творческий метод — три дня не поспать. Сначала тихо клюешь носом, а потом у тебя в голове раскрывается целый мир». Так вот, после набора высоты и пары бокалов вина «целый мир» открылся мне на сутки раньше, а идеи на высоте приходят головокружительные.)

Так как я едва ли не единственная из всего салона не спала, ко мне постоянно подходили и интересовались, не нужно ли мне чего-нибудь: еды, вина или чашку кофе. Я попросила аэрофлотовский журнал из эконома — просто потому что он очень классный (здесь должно быть сердечко)

Кстати, про винную карту: она регулярно обновляется, обычно это, около 6 наименований вин, также есть несколько напитков покрепче. Я лично влюбилась в легкое и ненавязчивое La Capra Chenin Blanc, теперь хочу его найти у нас в городе:

В общем, впечатления от полета — исключительно положительные. Это действительно самый удобный способ добраться из Владивостока до Москвы и обратно и получить от длинной дороги удовольствие. Искренне надеюсь, что буду летать бизнесом чаще!
Пойду-ка поработаю.)