Дизайнер, сумевший построить карьеру в индустрии моды с дипломом архитектора на руках, а в дальнейшем умудрившийся своим дебютным фильмом заполучить номинацию на «Оскар» определенно заслуживает внимания. Если большинство дизайнеров отличаются собственным видением или уникальным стилем, то Том Форд молодец просто потому что он Том Форд. Обладатель целой кипы наград и номинаций непосредственно в дизайне или кино, он не раз признавался одним из самых красивых, стильно одетых и успешных людей. Пожалуй, сложно найти человека более самоуверенного и при этом всегда добивающегося результата. Но обо всем по порядку.
Том Форд сейчас и в молодости
Начало карьеры
Пожалуй, история Тома Форда началась с переезда в Нью-Йорк. Тогда 17-летний парень из Техаса отправился изучать историю искусств в Нью-Йоркском Университете, но учеба ему быстро разонравилась, и он переключился на съемки в рекламе. Тогда же на заработанные рекламой деньги он поступил в Parsons на архитектора и затусил в скандально известном Studio 54.
Обучаясь в Parsons Форд работал стажером в пресс-службе Chloe в Париже и занимался в основном подбором одежды для фотосессий в журналах. Именно там он по-настоящему заинтересовался модой и решил посвятить этому больше времени. Устраиваясь на работу после окончания учебы он всегда упоминал диплом Parsons умалчивая о специализации архитектора. Отсутствие опыта в индустрии моды не помешало ему получить работу сначала ассистентом дизайнера Кэти Хардвик, а затем в Perry Ellis. Впрочем, не отличающийся постоянством Джейкобс проработал там всего пару лет, а затем нацелился на Европу: американская мода Тому Форду, по его же словам, никогда не нравилась.
Gucci и Yves Saint Laurent
В 1990 году тогда еще не слишком популярный бренд Gucci нанял малоизвестного Тома Форда в качестве дизайнера для женской линии Ready to Wear. Работа пошла хорошо, и уже три года спустя Форд возглавлял 13 линий Gucci, включая парфюмерию, аксессуары и даже рекламу, пока год спустя наконец не получил должность креативного директора. Надо сказать, что это решение для Gucci было весьма успешным: продажи в 1995-1996 году увеличились на 90%. Неплохо разбирающийся в рекламе Форд привлек французского стилиста Карин Ройтфельд и фотографа Марио Тестино для создания новых рекламных кампаний и сумел увеличить популярность и коммерческую успешность бренда.
слева коллекция Gucci Fall 1995 Ready to Wear, справа — Кейт Мосс в коллекции Fall 1996 Ready to Wear
Рекламная кампания Gucci S/S 1998, фото Марио Тестино
На момент вступления Форда в должность креативного директора дела Gucci обстояли не слишком хорошо, а спустя 6 лет Gucci Group уже смогли позволить себе приобрести модный Дом Yves Saint Laurent. Том Форд, который с юности был поклонником Дома, возглавил работу над коллекциями pret-a-porter. Кутюрными линиями по-прежнему занимался сам Сен-Лоран, снисходительно относившийся к Форду. Он называл его «хорошим маркетологом» и «беднягой, который работает в меру своих способностей». И был по-своему прав: несмотря на «нетворческий» подход Форда, продажи росли.
Мужская коллекция Yves Saint Laurent, Fall 2001
Форд продолжал успешно сотрудничать с домами вплоть до 2004 года, пока не разругался с руководством Gucci Group. С этого момента дизайнер отправляется в вольное плавание.
Свой бренд
В 2005 году Том Форд анонсировал запуск линии собственного бренда, первым делом позаботившись о таких прибыльных вещах как косметика, парфюмерия и аксессуары. Обычно бренды думают об этом уже после создания определенного имиджа и разработки линии одежды, но Форд, уже имея известное имя, решил начать с самого прибыльного. Он в принципе всегда заботится в первую очередь о прибыли и делает все, чтобы его проекты были коммерчески успешными. Как он сам заявил в одном из интервью: «Я дизайнер. Я занимаюсь творчеством, но я не художник, поскольку все, что я делаю, создается с целью быть проданным».
В принципе, все, что вы знаете о Томе Форде, это то, что он успешный и всегда хорошо выглядит. Его вещи в большинстве своем абсолютно не запоминающиеся, безликие и, не будь за ними имени они бы вряд ли так хорошо продавались. Но Том Форд знает толк в рекламе.
слева: рекламная кампания аромата Tom Ford, справа — обложка Vanity Fair, март 2006
А еще у него отличное чувство стиля, что позволяет ему собирать по-настоящему яркие и продаваемые образы, которые хочется купить. Лучше всего ему удаются мужские коллекции, он по праву считается одним из лучших дизайнеров в этой сфере: каждая его коллекция — воплощение силы, уверенности и элегантности. Собственно, стиль бренда Tom Ford это и есть сам Том Форд.
слева: Tom Ford spring 2015 menswear, справа — Tom Ford Fall 2013 menswear
По сравнению с мужскими коллекциями женские у Форда выходят довольно пресными и скучными: хотя бы потому, что здесь больше ценятся инновации, необычный крой, оригинальные решения. Женской одежды много, можно даже сказать слишком много, поэтому выделиться на фоне остальных в разы сложнее. А то, что делает Форд, можно найти в любом масс-маркете, хоть это и выглядит стильно:
слева: Tom Ford fall 2017 Ready-to-Wear, справа — spring 2018 Ready-to-Wear
Но, как я уже говорила: если Том Форд не особенно заморачивается с продуктом, он превосходно понимает, как именно это нужно упаковать. Слева — образ с подиума, весенняя коллекция 2018 года, справа — кадр из рекламной кампании. Чувствуете разницу?
Кино
Покинув Gucci Group в 2005, Том Форд не только запустил собственный бренд, но и основал кинокомпанию Fade to Black, чтобы 4 года спустя выпустить свой первый фильм, получивший море положительных отзывов. «Одинокий мужчина» по одноименному произведению Кристофера Ишервуда с Колином Фёртом в главной роли получил несколько номинаций и заставил мир посмотреть на Тома Форда в новом качестве.
Том Форд на съемках фильма «Одинокий мужчина»
Еще через 7 лет, в 2016 году, вышел триллер «Под покровом ночи», с Эми Адамс и Джейком Джилленхолом. За этот фильм Форд был номинирован на «Золотой глобус» за лучшую режиссуру.
Том Форд на съемках фильма «Под покровом ночи»
Фильмы Тома Форда такие же, как и его рекламные кампании: стильные, сексуальные и безупречные. Ничего лишнего, все доведено до идеала, а зритель наслаждается каждым кадром.
Человек-бренд
Дизайнеры бывают разные: одни увлекаются сценическим костюмом и из каждого показа создают шоу на подиуме, другие великолепно мимикрируют под любые условия модного дома и делают то, ради чего их приглашают, третьи — художники, несущие свои гениальные идеи в массы, четвертые — бунтари и борцы за справедливость, экологию или против всех стандартов. Том Форд — это в первую гениальный маркетолог, сумевший превратить моду в прибыльный бизнес, а свое имя сделать известным задолго до создания собственного бренда. Можно критиковать его вещи, скептически относиться к методам работы — но нельзя отрицать тот факт, что он крут. Все, к чему прикасается Том Форд, превращается в деньги, причем упакованные в самую стильную и сексуальную обертку, которую только можно было подобрать.
А еще Форд — отличный пример того, что, если очень хочется, то своего добиться можно в чем угодно. Главное — знать, чего именно ты хочешь и много над этим работать. И Том Форд — живое (и успешное) тому доказательство.
И напоследок еще немного фактов: