Решила затронуть, пожалуй, самую запутанную для меня тему модной индустрии – недели моды. Постараемся разобраться в огромном количестве событий и показов, которые сваливаются на голову неподготовленного читателя по запросу «неделя моды». Сколько их? Какие – главные? Кто в них участвует? Зачем вообще все это?
Готовь сани летом
Начнем с того, что в модном мире все перевернуто с ног на голову. Летние коллекции показывают c июня по октябрь (в 2015 году показывают лето 2016), зимние с января по апрель (соответственно, на зиму 16/17). Делается это для того, чтобы запустить новые тренды в производство. Чтобы глянец успел это отснять и донести до потребителя. Чтобы масс-маркет нагло слизал самые яркие тренды с подиумов. Чтобы все, в конце концов, поступило в продажу сезон-в-сезон, когда вы уже успели это полюбить и захотеть. Таким образом, вся модная и глянцевая индустрия живет будущим, которое еще не настало.
С появлением и распространением интернета все стало гораздо сложнее. Теперь вы тоже можете наблюдать коллекции в прямом эфире, и к моменту появления заветных вещей в магазинах они уже успевают примелькаться.
Сколько вешать в граммах?
Итак, с датами разобрались. Теперь другой вопрос: сколько недель моды проходит ежегодно? Однозначно ответить на этот вопрос нельзя. Основные проходят в 4 городах: Нью-Йорк, Лондон, Милан, Париж. Каждый сезон + дополнительные (например, pre-fall). Вот лучший календарь основных недель моды, который мне удалось найти. При взгляде на него становится все более-менее понятно, однако не спешите расслабляться. Помимо основных недель моды существуют и дополнительные, которые проходят в крупных столицах и городах: Берлин, Бангкок, Барселона, Сеул, Токио, Сан-Паулу, Лос-Анджелес, Гонконг, Буэнос-Айрес, Сингапур, Торонто, Мадрид, Москва, Киев... в общей сложности ежегодно проходит около 40 недель моды, однако и эта цифра - весьма приблизительная.
А помимо всего этого разнообразия существуют еще свадебные, купальные, детские и межсезонные (Resort Fashion Week), в которых в последнее время участвует все больше дизайнеров. Таким образом, гиганты fashion-индустрии делают от 6 коллекций в год, что просто невероятно, учитывая всю сложность процесса производства.
Отдельного внимания заслуживают недели Высокой моды (Haute Couture). В них участвуют только определенные Дома. Каждый год определяется список дизайнеров, которые могут делать кутюрные коллекции и выставлять их на Неделях Haute Couture.
Пробежимся по основным участникам крупных недель моды. Основной костяк в каждой столице составляют «местные» Дома и бренды.
Париж
- Chanel
- Christian Dior
- Louis Vuitton
- Balmain
- Balenciaga
- Gareth Pugh
- Mugler
- Celine
- Karl Lagerfeld
- Elie Saab
- Chloe
- Nina Ricci
Нью-йорк:
- Michael Kors
- Tommy Hilfiger
- Anna Sui
- Custo Barcelona
- Marc Jacobs
- Donna Karan
- Diane von Fürstenberg
- Vera Wang
Лондон
- Vivienne Westwood
- Burberry
- Giles
- Christopher Kane
- Mulberry
- Paul Smith
- House of Holland
- Isabel Garcia
- Victoria Beckham
Милан
- Dolce&Gabbana
- Roberto Cavalli
- Giorgio Armani
- Fendi
- Etro
- Gianfranco Ferre
- Versace
- Prada
- Moschino
- Gucci
- Alberta Ferretti
- Jil Sander
- Blumarine
- Missoni
А судьи кто?
Точнее, гости. Это тоже вопрос спорный. Если раньше на Недели приглашали исключительно влиятельных людей из мира моды и знаменитостей, то в последнее время вопрос элитности и влияния претерпел существенные реформы. Несколько лет назад, пригласив в первый ряд модных блогеров с ноутбуками, дизайнеры произвели фурор. Теперь же эта идея изжила сама себя, потому что инстаграм модного редактора не менее эффективен для рекламы чем инстаграм модного блогера.
В наши дни толпа приглашенных стала гораздо разношерстнее: смешались разные профессии и амплуа на всех рядах – от первого до последнего. Приглашают всех тех, кто интересен для марок и может принести пользу своим присутствием, а кто именно – это уже личное дело каждого.
Какое отношение к моде имеют Mercedes-Benz и прочие?
Вероятно, вы часто натыкались на название совсем не ассоциирующихся с модой гигантов индустрии в сочетании с fashion week. Что это за недели моды? Чем отличаются от уже рассмотренных выше? На самом деле это они и есть, просто иногда традиционное название заменяют партнерским. Например, с 2011 года Russian Fashion Week изменила название на Mercedes-Benz Fashion Week Russia согласно соглашению о титульном партнерстве.
И, наконец, главный вопрос: что из этого смотреть?
В таком глубоком океане недель очень легко потеряться. За чем из этого стоит следить? И стоит ли вообще, если к нужному сезону журналы все равно напечатают свод основных трендов? Ответ, разумеется, зависит от степени вашей заинтересованности в индустрии. В идеале нужно смотреть даже не выпущенные коллекции, а сборники цветов и трендов, которые выходят еще на пару сезонов раньше - чтобы быть на несколько шагов впереди. Такие материалы стоят недешево и, разумеется, широко используются профессионалами. Если ваш интерес - любительский, то достаточно следить за основными неделями моды: Милан, Париж, Нью-Йорк и Лондон (например, на vogue.com): просто, чтобы быть в курсе. Все-таки обилие информации иногда попросту засоряет мозг.