Наконец-то нашла время досмотреть новый сезон «Твин Пикса» и, надо сказать, мне понравилось. В этом сериале прекрасно все — от того, как Линч издевается над зрителем, заставляя смотреть бесконечную сцену подметания пола в баре или половину серии черно-белого нечто в середине сезона до ретро-спецэффектов, непередаваемой атмосферы и великолепного кастинга новых актеров, которые отлично вписались в компанию старых. Мне не хочется рассуждать на тему «что это было», копаться в фанатских теориях или разглагольствовать на тему снов и реальности в творчестве Линча. Поэтому отзыв будет максимально кратким: мне дико понравилось, я ловила кайф от каждой серии, и могу сказать, что, несмотря на всю своенравность Линча, сериал был все же адаптирован под современного зрителя (ну так, насколько это было возможно) — и это определенно к лучшему. Впрочем, если вы не любите загадки, сюрреализм и иносказания — сериал точно не для вас, каким бы классным он ни был. Осторожно, спойлеры!
Но вернемся к моей рецензии. Вместо того, чтобы углубляться в подробности сюжета и разбирать все, что происходило на протяжении 18 серий (это уже давно и подробно сделал «Сноб»), я расскажу о том, что увидела в сериале лично я. Это будут три небольших штриха, которые подарили мне дополнительное удовольствие от нового сезона и заставили запомнить его именно таким. Итак, поехали!
В 7 серии Линч на фоне черно-белой фотографии взрыва (предвещающей, вероятно, адский пиздец, который поджидает зрителя в серии восьмой) насвистывает песню Rammstein — Engel. Впервые песня моей любимой группе появилась в творчестве Линча в фильме «Шоссе в никуда». В то время Rammstein разослали свой любимый альбом нескольким любимым режиссерам, и Линч, когда его жена случайно включила пришедший по почте диск, так впечатлился, что добавил Heirate Mich в одну из сцен нового фильма. 10-минутная сцена в новом сезоне «Твин Пикса» — приятная пасхалка для фанатов и дань уважения любимой группе от культового режиссера.
«Пурпурная комната», в отличие от красной, занимает куда больше места в пространстве и очень напоминает мне картины Босха. Например, часть триптиха «Сад земных наслаждений»:
А также можно найти сходство с картиной «Christ's Descent into Hell», особенно вот с этой колоколообразной башней на заднем плане:
Впрочем, сам Линч в интервью рассказывал о других художниках, в частности про Фрэнсиса Бэкона, вдохновлявшего его не раз. В «Портрете Мужчины» можно без труда узнать сцену с Купером в стеклянном кубе:
Отсылок к картинам на самом деле очень много, и это видно: некоторые кадры вполне можно выставлять в галерее. Кстати, сходство с Босхом не только мне почудилось — более внимательные зрители нашли соотнесли вихрь в лесу в 14 эпизоде с картиной «Восхождение Блаженных». И правда, очень похоже, особенно если вспомнить, как стоят, обратив взор вверх Энди и компания:
И, наконец, наименее очевидная отсылка, из серии «мне, наверное, показалось» — в 16 эпизоде. Сцена в самом начале, когда злой Купер везет Ричарда Хорна в ловушку, и тот погибает в яркой вспышке электричества — очень уж напоминает финал «Пикника на Обочине» Стругацких. Не хватало только завершающей цитаты: «Счастья для всех и каждого, и пусть никто не уйдет обиженным»