Я давно не читала книг, которые производили бы на меня такое сильное впечатление, что не выходили из головы спустя несколько дней после прочтения. Цепляют обычно оригинальные персонажи, необычные детали сюжета или эмоции, которые вызывает написанное, и «Замок Броуди» — как раз последний вариант. Читать это было тяжело и интересно одновременно: как пить слишком крепкий виски, наслаждаясь, тем не менее, оттенками вкуса и обжигающим теплом внутри.

Действие происходит в конце 19 века, в маленьком городке Ливенфорд. Главный герой — Джеймс Броуди, самовлюбленный и недалекий, но при этом внушительный и сильный физически человек, который держит семью в страхе, а жителей города — на почтительном расстоянии. Сам его дом, послуживший названием книги — воплощение нелепости и претенциозности — очень хорошо характеризует своего хозяина, не зря повествование начинается именно с подробного описания этого «замка». На протяжении всего романа ты испытываешь негодование, раздражение и даже легкую ненависть к герою и сочувствие к другим персонажам. И что притягивает больше всего: автор описывает происходящее настолько живо, что тебе даже не надо притворяться, будто сопереживаешь написанному: эмоции — самые настоящие. После прочтения остается горькое послевкусие, но иначе как «сильным» этот роман назвать язык не поворачивается.

Если вы не читали и собираетесь — то вперед, принимайтесь за книгу, а рецензию дочитаете потом, ибо дальше пойдут спойлеры по сюжету.

Этот роман понравился мне больше всего тем, что это потрясающая возможность взглянуть со стороны на отношения между людьми. Есть огромная разница между тем, что происходит в нашей голове и тем, чем это является на самом деле. Для семьи Броуди был жестоким тираном, чье слово — закон, и никому даже не приходило в голову ему перечить. Для окружающих же он был простым человеком со странностями, к которому, тем не менее, предпочитали не лезть без надобности. Правда, после того, как персонаж деградировал (или эволюционировал?) появилось и пренебрежение, и снисхождение — его перестали уважать и относиться серьезно, хотя в открытую все еще предпочитали не конфликтовать. Очень показательно поведение Нэнси, вторгнувшейся в жизнь Броуди после смерти жены, и Мэри, вернувшейся, чтобы защитить младшую сестру. Нэнси, чувствуя свое влияние, манипулировала этим человеком как ей вздумается, а Мэри, несмотря на проведенные вдали от дома годы, испытывала перед отцом все тот же страх, несмотря на то, что персонаж со временем становился все более и более жалким.

Интересны и другие персонажи: потрепанная жизнью мать семейства, которая, как мы узнаем в самом конце, когда-то была по-настоящему красива и любима тираном Броуди — это отличный пример того, что мы всегда получаем то, на что работали. Этот слабый во всех отношениях персонаж позволил превратить себя в тень и разрушить не только свою жизнь, но и будущее своих детей. Она ставила во главу угла заботу о близких, низведенную до какого-то рабского услужения, не замечая, что ее усилия не ценятся абсолютно никем. Для контраста с этим вызывающим пренебрежительную жалость персонажем во второй половине романа и появляется бойкая Нэнси, заставившая человека, годами управлявшего целым семейством, плясать под свою дудку.

Этот мрачный «Замок» превращает обитателей в своих пленников, только при условии, что они это позволяют. Ни бездарный Мэтт, ни ушлая Нэнси, ни дряхлеющая старуха Броуди практически не испытывают этого гнетущего влияния, зато оно сполна достается остальным жителям. Кажется, они получают кайф от страданий: если бы не решительный и адекватный доктор, спасший Мэри в последний момент, все закончилось бы печально и для нее.

Наконец, последняя сцена с Несси, младшей дочерью Броуди, которая не выходит у меня из головы до сих пор. Это было настолько сильно, прям до мурашек, хоть и предсказуемо: автор просто не мог упустить возможность превратить свой роман из семейной драмы в шедевр этим финальным штрихом. Трудно придумать более емкий и впечатляющий финал, в котором перед нами разворачиваются сразу несколько картин, а главный герой, оставаясь в конце концов в одиночестве, предстает совершенно в ином, нежели в самом начале, свете.

Личная оценка: 9 из 10
Похожие книги: Вирджиния Эндрюс: «Цветы на чердаке», Павел Санаев: «похороните меня за плинтусом»