По идее нормальная, адекватная самооценка должна по умолчанию прилагаться к любому человеку. Причем вовсе не обязательно эту адекватность демонстрировать: достаточно самому все понимать и  чувствовать. Но на практике самооценочные весы гораздо чаще клонятся или в меньшую, или в большую сторону, выдавая аномальные показатели.

Парадоксально, но высокая или низкая самооценка далеко не всегда идет рука об руку с тем, что человек транслирует в окружающий мир. Скорее наоборот. Например, те, кто не слишком в себе уверен, обычно всеми силами стараются убедить окружающих в обратном. Знаете, все эти девушки или парни, которые демонстрируют в соцсетях сообщения от поклонников? Типичный пример из категории «показной завышенной самооценки». Обычно разрыв шаблона происходит не из-за того, что реальность не дотягивает до ожиданий, нет. Просто внутренняя неуверенность часто пробивает барьеры и просвечивает сквозь хлипенькую маску якобы высокой самооценки.

Но есть и обратные примеры, когда ЧСВ действительно работает. Приведу в пример всем известных Канье Уэста и Тома Форда. В их случае все работает не потому, что они ахуительно классные профессионалы своего дела (хотя оба действительно ничего так), а потому, что они заставляют окружающих в это поверить. Даже на заре своих карьер, когда у них еще ничего не было: взяли и заставили. И вот, благодаря наглости, находчивости и самоуверенности у них все и появилось.

Высокая самооценка — ключ не только к покорению мира. Это, в первую очередь, правильный подход к самому себе. Речь, разумеется, о честной игре, когда вы действительно верите в то, что говорите. Соль в том, чтобы не только говорить, но еще и делать. Если вы заявляете, что вы создаете нереально крутую музыку/картины/проекты, то у вас должно быть что-то, чтобы предъявить миру. И если у вас есть хоть что-то, что вы можете продавать с надменным еблом и лихой долей уверенности в себе — это кто-то купит. Поверьте, большинство продающегося сейчас хлама в мире выезжает только на харизме создателя. Никакая толстовка с лиричной надписью:

не продалась бы в таких масштабах, если бы не сам Гвасалия и не скандальная известность бренда Vetements. Если бы ровно то же самое сделали бы условные «Все майки» или что там рекламируют русские блогеры — это носили бы школьники и быдло, а тут раз — и прямо с подиума в гардеробы IT-girls, boys и т.д. Первое правило любого творческого (да и не только творческого) человека: умей себя продавать. Если ты сам не уверен в том, что ты делаешь — тебе не поверит никто, кроме твоей мамы. А уж если ты решил, что создал нечто гениальное и можешь продать это миру — он с удовольствием это съест и попросит добавки.

Будь как Том Форд!