Сентябрьские школьные линейки только что отгремели, самое время поговорить о принудительном обучении, ежедневных уроках и о том, зачем это все вообще нужно. И нужно ли.

Я с самого детства занималась спортом. Сборы и соревнования отнимали примерно треть учебного года. В школе я появлялась на пару недель, чтобы написать контрольные и пообщаться с одноклассниками, а затем снова паковала чемоданы и улетала на очередной чемпионат России или какие-нибудь региональные соревнования «для галочки». Тренировки занимали 70% моего времени. Домашние задания я делала перед уроком минут за 15, и то – через раз. Ну а когда делала – у меня их обычно списывали, потому что я была одной из, кажется, 5 отличников в нашем классе.

В 16 лет я завязала с профессиональным спортом и перешла в 10 класс. Времени стало нереально много, но школу я посещала с той же частотой, что и раньше, когда были сборы. Походив туда пару месяцев подряд я осознала, сколько лишнего времени отнимает учеба и вернулась к привычному режиму. Ходила за справками в соседнюю поликлинику или просто не приходила. Потом возвращалась, писала контрольные на пятерки и снова исчезала по старой привычке.

Я рано поняла, что «взрослый» не значит «умный», а половина материалов, которые дают на уроках – бессмысленная ерунда. Но не клала на все это фаллообразные предметы, а в ускоренном режиме сдавала все что нужно и отдыхала с чистой совестью. Некоторые предметы мне действительно нравились: учителя были прекрасные. Но тратить на это слишком много времени не хотелось. Поэтому я распределяла его так, как мне нравилось – и все успевала. Училась по ночам или в дороге. Находила способы не зубрить новую информацию, а понимать ее и использовать. Конечно, у меня не все и не всегда получалось. Но в целом мое свободное отношение к учебе мне принесло только плюсы.

Конечно, если бы я была тупой, ничего бы не вышло. Я бы не смогла прогуливать школу, проводить по несколько месяцев на сборах и оставаться отличницей. И не смогла бы провернуть это еще дважды в универе, получив парочку красных дипломов, особо не напрягаясь. Но в школьной обязаловке действительно много лишнего, а большинство предметов и подходов к обучению вызывает не тягу к знаниям, а отторжение. Представьте, сколько человек смогли бы влюбиться в литературу, географию или физику, если бы им было по-настоящему интересно?

С нашей школьной программой однозначно что-то не так. Вместо базовых знаний и навыков для жизни учебные заведения штампуют одинаковых, уставших от всего учеников, которые даже к 18 годам не могут определиться, чего хотят от жизни. Потому что им нужно каждый день высиживать по несколько часов за партами, получая бесполезную для них информацию тупо потому что «надо». Нет приоритетов, нет нормальной возможности отказаться от предмета после получения базового уровня. Нужно зубрить и обществознание, и химию, хотя интересен, например, только английский язык.

Да, в большинстве школ есть возможность выбрать направление или дополнительные предметы. Я училась в физмате, и у нас была потрясающая физика, которая мне очень нравилась. Но вот алгебру я терпеть не могла, и легко отказалась бы от нее в пользу той же информатики или парочки лишних уроков русского, от которого всегда кайфовала. Но нет: алгебра – обязательный предмет, который нужно было тянуть до последнего, несмотря на то, что все расчеты, которые мне потом в жизни пригодились, закончились классе в 9.

Если человеку с детства интересны цифры и совсем не интересен язык, то зачем ему страдать над сочинениями по русскому и литературе до 11 класса? Достаточно сдать базовый уровень и идти дальше, уделяя больше времени любимому предмету. Но это все, конечно, в идеальном мире.

В реальности есть конченые родители, которые заставляют в принудительном порядке выбрать «нормальную профессию» и «хорошо учиться». В реальности есть низкие зарплаты учителей, которым просто не хочется стараться за копейки. В реальности есть никому не интересные экзамены ЕГЭ, о которых все забывают в первый день учебы в универе. Короче, в реальности вряд ли что-то изменится в ближайшее время. К сожалению.

Нужно ли детям ходить в школу? Нужно. Там есть общение, дисциплина и возможность понять, чего вообще от жизни хочется.  А еще там есть много лишнего, что, при наличии мозгов и базовых навыков самоорганизации, можно фильтровать. К сожалению, такие вещи вообще редко кто-то объясняет. Школа – это лишь набор бесплатных возможностей, из которых надо научиться выжимать пользу и отсеивать лишнее. И чем раньше ребенок это поймет, тем меньше времени он потратит зря.