Как истинный поклонник храмовой архитектуры, я просто не могла пройти мимо одной из старейших построек в центре города. Церковь Toomkirik была основана около 800 лет назад и очень напоминает церковь Риддархольмена в Стокгольме своими белыми стенами и развешанными по стенам рыцарскими гербами, которые можно разглядывать бесконечно.

От первоначальной постройки остались только основные стены, остальная часть многократно перестраивалась в разных стилях, пока церковь не приобрела свой окончательный облик в начале 15 века.

Храму не удалось избежать пожара, полностью уничтожившего главную башню, которую в 1779 году возвели заново в стиле барокко. А само здание окружили более поздними пристройками в других архитектурных стилях.

В результате храм смотрится на удивление органично: возможно, благодаря белому цвету, окрасившему стены как изнутри, так и снаружи. Изначально собор возводили доминиканские монахи, которым свойственна лаконичность и минимализм, поэтому, несмотря на все поздние пристройки, собор сохранил эту простоту и изящество.

Если снаружи церковь выглядит достаточно скупо, то интерьер — гораздо многообразней и увлекательнее. Внутри множество захоронений и обелисков, надгробных плит и памятников.

Больше всего достопримечательностей в алтарной части. Во-первых, сам алтарь. Он был построен Кристианом Акерманом в 1696 году и представляет собой все чудеса резьбы по дереву в стиле барокко.

В своде перед алтарем — необычная скульптура, расположенная на горизонтальной балке. Это «Голгофа» скульптора Генриха Мартенса, созданная на пожертвования главы Домской гильдии. Огромное распятие с фигурами Девы Марии и апостола Иоанна выглядит эффектно и резко выделяется благодаря своему необычному расположению.

Над кафедрой расположена интересная архитектурная деталь под названием «Аба-вуа», от французского abat-voix.  Это необычный и богато украшенный элемент интерьера, который, помимо декоративной функции играет роль звукоусилителя (чудеса архитектуры, ага) — с помощью аба-вуа голос проповедника достигает даже отдаленных уголков помещения. На фотографии можно увидеть аба-вуа слева, это такой скульптурный купол с крестом:

Если вы хоть раз были в католических храмах, то наверняка замечали деревянные сооружения, напоминающие маленькие домики — это ложи, которые предназначались для знатных прихожан, чтобы они могли посещать службы не пересекаясь с простыми людьми. Ложи часто возводились как особая благодарность за крупные пожертвования в пользу храма. В Домском соборе таких лож две: одна принадлежала семье Паткуль (рядом с алтарем, на фото ниже), другая, ближе ко входу — роду Мантейфель. Примечательно, что в рамах этих лож сохранилось самое старое стекло в Таллине

И, конечно же, нельзя обойти вниманием многочисленные рыцарские гербы, развешанные по стенам — их здесь целых  107 штук. Их размещали в честь знатных прихожан примерно над тем местом, где под полом было захоронено тело. Некоторые из гербов  по-настоящему огромны и достигают 3 метров в высоту.

А еще в церкви расположен потрясающий орган, ради которого мы изначально сюда и пришли. В церкви регулярно дают концерты, расписание можно найти возле входа.

В среднем концерты длятся по полчаса, чтобы попасть нужно сделать небольшое пожертвование (иногда, говорят, бывает и бесплатно), мы попали за 3 евро с человека. Если у вас нет наличных — не беда, внутри многовековой святыни свободно принимают оплату по карте.

Капелла Ферзена, где захоронен фельдмаршал шведских войск Отто Вильгельм Ферзен, расположена справа от одного из входов. Надгробие со львом было построено в 1704 году, а сама капелла выстроена в 16 веке. На стене можно увидеть доски с именами дворян: на черных отмечены погибшие во время Отечественной войны 1812 года, а на белых — особо отличившиеся, среди которых можно найти и несколько русских имен, в том числе из рода Голицыных.

Ну и напоследок — легенда о «таллинском Дон Жуане» по имени Отто Йоханн Туве. Этот барон обожал еду и женщин (нормальный, в общем, был мужик), но под закат своей жизни решил раскаяться и повелел захоронить себя прямо возле входа в собор. Сегодня плита с его именем и правда находится прямо возле главного входа. Недоброжелатели говорили, что это все не ради искупления, а только для того чтобы заглядывать под юбки женщинам. Что ж, надеюсь, он успел насмотреться до того, как все вокруг начали носить брюки!