Стругацкие: «Град Обреченный»
Формально Стругацкие – это фантастика, но, если вы покажете мне хоть одну книгу, не наполненную по уши философией, то я сделаю то, что там обычно в таких случаях делают. Все, что попадало мне в руки, оставляло одинаковые впечатления и шло по одному и тому же сценарию: сначала долго вчитываешься, потом не можешь оторваться, а после прочтения задаешься вопросами о смысле бытия. «Град обреченный» – не исключение. Сразу скажу, что понравится далеко не всем: во-первых, со Стругацкими нужно быть, как говорится, на одной волне, чтобы получать от чтения удовольствие. Во-вторых, «Град Обреченный» точно не придется по вкусу тем, кто привык, что все задуманное автором будет обязательно разжевано и преподнесено на блюдечке.
«Град обреченный» – это странный и сюрреалистичный мир, все жители которого – участники Эксперимента. В чем именно заключается его суть – никто из жителей не знает, но все происходящие в городе необъяснимые явления они привыкли объяснять фразой «Эксперимент есть эксперимент». Каждый из жителей прибыл из разного года и страны (но в основном это 20 век), объединяет их лишь одно – перед участием в Эксперименте они все оказывались в не слишком приятных обстоятельствах разного масштаба: от военного плена до увольнения с работы. Еще у каждого из участников есть Наставник, общаться с которым может только сам горожанин и никто больше. Наставники больше похожи на голос совести или разума – никаких деталей эксперимента они не раскрывают и как будто бы знают о происходящем не больше самих участников. Кстати, в похожем положении и читатель – мы смотрим на этот странный и бредовый мир глазами главного героя: Андрея Воронина. Роман состоит из нескольких частей, каждая из которых описывает определенный этап в жизни героя. В городе действует закон о смене профессий – каждая новая находится чуть выше в социальной лестнице, однако все они никак не связаны между собой. Главный герой, например, из мусорщика стал следователем, а затем – редактором газеты.
На протяжении всей истории ты следишь за сюжетом, пытаешься понять, в чем суть эксперимента, разобраться, в чем заключается тайна этого города. Главный герой не вызывает симпатии, особенно в самом начале, однако нельзя не заметить, как меняется его образ, мысли, речь, цели и желания. Впечатления от романа примерно такие же, как от просмотра полотен Сальвадора Дали – интересно, интригует, но, черт возьми, что это было? Я безумно люблю Дали и эта слегка бредовая антиутопия мне тоже понравилась. Здесь есть и игра в шахматы живыми людьми, и заброшенный город тысячи статуй, которые зачем-то ходят по городу, и таинственное красное здание, кочующее с места на место. Кроме того, эта книга отлично подойдет для того, чтобы с кем-то ее пообсуждать: идеальный вариант для дискуссий за бокалом вина или стопкой водки, которую без конца пьют главные герои. Например, очень интересный вопрос – почему в городе, где смешались люди всех полов, рас, возрастов и самых разных профессий, нет ни одного творца? Художника, музыканта или писателя?
Личная оценка: 7 из 10
Похожие книги: Стругацкие «Улитка на склоне», Курт Воннегут «Бойня номер пять», Булгаков «Роковые яйца»
P.S В чем заключается тайна города? Осторожно, СПОЙЛЕР.
В романе есть сцена с папкой, в которой, по мнению некоторых персонажей, находилась тайна города. Эта информация так и не появляется на страницах романа, хотя и упоминается косвенно. Собственно, поэтому, это никакая не тайна для читателя – лишь для жителей города. Заключается она в том (вот сейчас серьезно спойлер), что для участников Эксперимента не существует смерти как таковой. Для всех них смерть в Городе является не концом, а возвратом в точку, с которой они начали Эксперимент. Таким образом Эксперимент может продолжаться бесконечно, пока не будет достигнут какой-то результат (напоминает «Лабиринт из мира дикого запада»).