Показ GUCCI в сентябре запомнился скандалом. Модель вышла на подиум с надписями на руках: «Mental health is not fashion». Сама девушка позиционировала свою выходку как протест. Ее возмутили образы больных из психиатрической лечебницы, которые креативный директор бренда использовал в этом показе. Неадекватную, нарушающую, по факту, условия работы, поддержали другие модели и подписчики в инстаграме. Бренд же сделал лицо кирпичом и открестился нейтральным «эти вещи не для продажи». Вот, кстати, еще один образ с того же показа:

Я бы выгнала за такое к чертям из агентства и добавила в черный лист. GUCCI уже, наверняка, добавили. Потому что свое мнение можно высказывать в блоге, в инстаграме и на кухне друзам. А не во время работы на тщательно отрепетированном показе успешного модного бренда. Но – вот сюрприз – без показа GUCCI на хамку никто бы не обратил внимания. Надо иметь особенный склад характера, чтобы срать там, где ешь. Не отказаться от того, что тебе не нравится (какой идиот будет раньше времени терять контракт с крутым брендом?), а выйти на подиум, хайпануть и еще получить гонорар. В контрактах моделей не прописывается подобное – хотя с этого момента, наверняка, будет.

К сожалению, это не единственный пример подобных протестов. Общество почему-то решило, что может возмущаться по поводу и без. Высказывать никому не интересное мнение об экологии, половой идентичности, расизме, защите чьих-то гребаных прав. И делать это не у себя в блоге, не в компании единомышленников (это ведь надо постараться, чтобы получить аудиторию), а там, где все подготовили за них. Собрали людей. Обеспечили трансляцию и журналистов.

Над показом GUCCI трудилось множество людей. Начиная от самого Александро Микеле, который хотел выразить творческую идею, заканчивая швеями, ассистентами, декораторами, которые помогли ее воплотить. И теперь все говорят не о смысле, не о вещах, не о безупречном качестве качестве пошива – а о ненормальной модели, которая вдруг решила высказать свое мнение посреди отрепетированного представления. Да, «mental health» действительно не fashion. Но надо быть совсем неадекватным, чтобы провести тут знак равенства. С таким же успехом можно было сказать «ментальное здоровье – не яблоко». Но тогда все бы усомнились в том, что протестующий им вообще обладает.

И, что самое главное, все это до ужаса лицемерно. Само по себе творчество дизайнера никого не может оскорбить. Оскорбляются только те, кто этого хочет. Рассмотреть «не тот» оттенок можно абсолютно в любой ситуации. А использовать чужой труд, чтобы привлечь к себя внимание – это свинство. Не нравится – избегай, осуждай (тихо, в своем блоге, который никто не читает), голосуй против бренда рублем. Потому что у тебя есть право возмущаться, точно так же, как у художника есть право использовать ЛЮБУЮ тему в качестве источника вдохновения.

Люди стали совсем поехавшими. Интернет создал у людей иллюзию свободы и теперь каждый считает, что может говорить что хочет и когда вздумается. И да, это не пост из серии «раньше было лучше». Раньше было не так. Вот, например, коллекция VOSS Александра Маккуина. Она была посвящена (полностью, а не как у Микеле) психическим заболеваниям.

Об этом говорилось напрямую. Это считывалось во время показа, когда модели, с бинтами вместо модных причесок, разгуливали по стеклянному кубу, изображая сумасшедших. И даже если кто-то разглядел здесь не потрясающую творческую идею, а оскорбление и использование образов психически нездоровых людей – он промолчал. И правильно сделал. Потому что не нужно лезть со своими недалекими мыслями в работу художника, который создает искусство.

Неприятно, что пример с протестом может кого-то вдохновить, потому что не было нормальных санкций, штрафов. Наоборот: нашлись те, кто поддержал выходку. Сегодня надписи на руках или незаконная пробежка по подиуму CHANEL. Завтра все решат, что можно пиариться за счет брендов за их же деньги, и подиумы превратятся в хаос. Всему должно быть свое место и время. И вместо того, чтобы мешать другим, лучше направить энергию в правильное русло и создать что-то свое.