Иду по улице мимо абсурдно-розового здания ФСБ, перед которым, по традиции, высажены целые ряды стройных красных тюльпанов. Прямо по курсу — фотосессия на миллион лайков в «одноклассниках»: одна молодая дама просит другую запечатлеть ее на фоне зарева из алых цветов. Девушки — самые обычные, таких у нас полгорода, хоть пачками хватай и неси. Прямые, выжженные краской черные волосы, обрубленная, словно топором, челка, на лице — парочка лишних слоев не подходящей по тону косметики. Леди облаченная в тельняшку, кожаную куртку со стразами и джинсы типичного синего цвета, позирует на фоне клумбы, не выпуская из рук трех бело-желтых пластиковых пакетов и не открывая прекрасных глаз, спрятанных за полупрозрачными зеркальными солнечными очками. Я бросаю взгляд на телефон в руках ее подруги, отмечаю, что на часах полдень, мысленно представляю результат фотосессии и иду дальше. А в голове… в голове крутятся мысли, которыми так и хочется поделиться.
За людьми я наблюдать люблю. Чем колоритнее персонаж — тем интереснее, но лучше, конечно, на расстоянии. И вот за долгое время наблюдений накопилось несколько интересных выводов. Вот, например, вышеупомянутая девушка с пакетами — ей же даже в голову не пришло поставить их на землю. Я уж не говорю о том, чтобы сменить ракурс, снять очки, которые на снимке неизбежно превратятся в синяки а-ля панда, снять куртку и небрежно накинуть ее на плечи… Да черт с этим: просто убрать пластиковые, бесполезные пакеты — и выглядеть на фотографии по-другому. Но эта мысль даже не мелькает в ее сознании, ей важно просто запечатлеть себя и клумбу, а тот факт, что она и цветы будут прекрасны по-отдельности, тоже за гранью понимания. Это как те люди, что фотографируются в дебильных позах на фоне достопримечательностей, просто потому что не знают, что можно по-другому. Просто потому, что как иначе окружающие поймут, что они были в Париже, Пекине или Египте. Тот факт, что окружающим глубоко плевать оставим за скобками — сегодня не об этом, сегодня — об убогости и безвкусице.
А она — явление интересное и многогранное. Отсутствие вкуса зачастую бывает не менее увлекательным, чем его наличие. Например, у людей, которые хронически не умеют сочетать вещи, существуют «слепые пятна». Для них черная кофта со стразами и надписями является просто «черной кофтой» и, следовательно, сочетается с половиной гардероба, хотя по факту должна сочетаться с мусорным ведром. Если вы внимательнее присмотритесь к людям на улицах, то отметите этот забавный факт, как часто игнорируются детали в угоду целому. Футболки с принтом, куртки с надписями, джинсы со стразами и прочие, довольно самодостаточные яркие вещи с легкой подачи людей, не обладающих вкусом, превращаются в части совершенно безумного ансамбля. Частенько к этому примешиваются какие-нибудь совершенно не подходящие сережки, а на подборе сумок/рюкзаков и обуви и вовсе все становится совсем грустно.
Положение спасает масс-маркет. Потому что у всех этих жутких безвкусных вещей обычно одна родословная: китайский/турецкий рынок, и в местах, где люди по-прежнему привыкли одеваться в подобных местах, безвкусица процветает и не спешит откидывать коньки (золотые, с надписью D&G). Там же, где есть доступ к дешевым вещам массового производства, над которыми худо-бедно поработал дизайнер — ситуация гораздо лучше. Еще лет десять назад встретить стильно одетого человека на улицах моего родного Владивостока было непросто, зато сейчас даже школьники одеваются вполне достойно, выбирая базовые вещи из зары, террановы или — что чаще бывает — заказывая по интернету.
Выходит, один из «родителей» безвкусицы — это выбор, точнее, его отсутствие. На безрыбье и черная кофта со стразами это «сойдет», а не «выкинь это немедленно». Впрочем, даже имея возможность приобретать по приятной цене вполне приличные вещи, далеко не все становятся если не иконами стиля, то хотя бы «неплохо одетыми» людьми. Просто потому, что не знают как. У многих, особенно у людей постарше настоящий блок, который мешает выйти за рамки и экспериментировать со стилем. Таким людям нужны правила, алгоритмы и руководства к действию, без них они чувствуют себя некомфортно, впрочем — с ними, как частенько оказывается на практике, тоже. И вот ничего не сделаешь, на самом деле: выдавать человеку толстенный справочник «можно-нельзя» — значит, ограничить его полет фантазии и зарубить творческие способности на корню. Оставить без помощи в океане трендов и брендов — тоже как-то нехорошо. А переучивать, менять образ мышления — сложно и не всегда возможно. Впрочем, насмотренность, практика и покупки в масс-маркете, где все уже для вас и за вас подобрано — отличное решение проблемы. Ну, или личный стилист, который со временем если не привьет вам определенный образ мыслей, то хотя бы доведет все эти «можно-нельзя» до ненапряжного автоматизма.
К чему я это все? Несмотря на все мои выпады против плохо одетых людей, к такому явлению как безвкусица я отношусь с любовью, и говорить о нем могу долго — мыслей хватит явно не на один пост)