Если ваша психика слишком слаба для жестоких фильмов, то «Платформу» и все рецензии на нее стоит обойти стороной. А вот если вы фанат мрачной эстетики, голландских натюрмортов и антиутопий то вам точно понравится.

Дон Кихот и общество чистых тарелок

Мир «Платформы» очень прост. На каждом этаже вертикальной шахты по двое заключенных. Ежедневно с верхних этажей спускается платформа с едой: чем глубже вниз – тем меньше всего остается на столе. Каждый месяц заключенные меняются местами, и те, кто раньше вдоволь наедался, легко могут оказаться на голодном дне.

Каждый участник может взять с собой один предмет. Главный герой (он тут, кстати, добровольно) берет с собой роман Сервантеса. Кто-то ищет в выборе сценаристов глубинные мотивы, но, как по мне, все просто: такую нудятину как «Дон Кихот» можно с интересом читать только в аду. Впрочем, герой действительно напоминает (и внешне – тоже) рыцаря, который борется с ветряными мельницами.

Социальный лифт в Преисподнюю

У «Платформы» много трактовок: все мы знаем, что умную мысль можно извлечь и из бревна. Лично я увидела здесь современную концепцию ада. Лаконичную, ироничную и без средневековой нелепой религиозной шелухи.

Зачем котлы и адское пламя, когда самое страшное существо в мире – это человек? Зачем говорить о высоком и духовном, когда на первом месте всегда был, есть и будет инстинкт выживания? Вся религия была придумана, чтобы напугать недалеких дикарей хоть чем-нибудь, чтобы они не желали жен ближнего своего и не увлекались чревоугодием: иначе тем, кто эти заповеди придумывал, ничего не останется. Когда-то давно страшный суд отлично справлялся с этой ролью.

Но время шло, люди умнели, и сегодня черти с вилами вряд ли могут напугать здравомыслящих и адекватных граждан. Ад точно нуждается в ребрендинге, и концепция «Платформы» в этом смысле очень даже хороша.

На такую трактовку намекает (ну, как намекает, разве что не кричит прямо в лицо) количество заключенных, сам механизм платформы, которая движется сама по себе и вопреки привычным законам физики, да и общая «вакуумность» места.

Спойлеры и спонтанная солидарность

Здесь, как можно догадаться, начинаются спойлеры. Если вы еще не смотрели, то отложите статью на потом, чтобы не портить себе удовольствие, а затем возвращайтесь за ответами на вопросы.

Итак, вверху – рай, предстающий в образе мишленовского ресторана с поехавшим стариканом-шефом во главе. Внизу – непроглядная чернота ада. Между ними 333 этажа «сортировки» или, если по Данте, Лимб. Собственно, Лимб начинается с собеседования, которое проходит главный герой. За спиной сотрудницы – столбы с цифрами, которые напоминают о кругах ада и передают привет Алигьери. В современной концепции Лимб похож на парковку и лифт. Впрочем, как еще ему выглядеть?

Кстати, современный Ад (как, полагаю, и предыдущая версия) – един для всех. В «Дыре» оказываются люди самых разных религий, что можно понять по репликам персонажей.

Главный герой, несмотря на отказ от блуда и чревоугодия, все-таки попадает в ад. Убийство, кажется, единственный грех из «великолепной семерки», который все-таки туда приводит. По пути он, подобно истинному Дон Кихоту, находит своего Санчо и мужественно сражается за справедливость, которая никогда не наступит.

Почему же никто из заключенных не додумался спуститься на платформе вниз, чтобы подняться вверх? Ну, во-первых, добираться до низа сквозь голодных и злых людей – так себе развлечение, учитывая, что платформа стоит на каждом этаже минуты по 4. А, во-вторых, мне кажется, «лифт» бы просто не сработал.

Когда герой все-таки добирается до самого дна с девочкой-посланием на руках, ему приходится слезть с платформы – и только после этого она поднимается. Мне это напомнило суд Осириса, на котором богиня Маат опускала на весы перо и сердце «подсудимого». Если сердце было тяжелее пера, несчастного сжирали. А если человек не грешил и был паинькой, его сердце оставалось легким, и он мог отправиться в египетский аналог Рая.

9 из 10

В общем, «Платформа» – это прекрасный фильм, который очень здорово обсудить с кем-то после просмотра. Он не дает четких ответов и не разжевывает в деталях смыслы. И это здорово! В последнее время настолько мало фильмов, которые не держат зрителя за дебила, что даже нолановский «Довод» многим кажется сложным.