Когда ждешь чего-то 10 лет, очень трудно не угодить в капкан «Ожидание-реальность». Я, конечно, привыкла, что все, к чему прикасается Линдеманн превращается или в золото, или в золотой дождь на вечеринке пиротехников с любителями инцеста (что, в сущности, почти одно и то же), но перед выходом нового альбома все равно боялась разочароваться. Впечатления в целом хорошие, но есть вещи, которые действительно расстроили.

Официально альбом называется RAMMSTEIN, но для меня он скорее «спичка» или вовсе безымянный. Раньше названиями всегда служили названия песен, а теперь все выглядит как прощальный аккорд. Впрочем, такой заголовок отражает концепцию альбома: он очень ОЧЕВИДНЫЙ. Из лирики почти исчезла вся иносказательность и двусмысленность: в песне SEX поется про секс, в TATOO — про тату, в DEUTCHLAND — про Германию и даже лиричная DIAMANT обошлась без двойного дна и даже малой капли отвращения, которое и делает стихи Линдеманна такими притягательными.

По звучанию все, тем не менее, очень хорошо: тем, кто не знает немецкого и не читал тексты вообще не о чем беспокоиться. Это по-прежнему старые добрые Rammstein с хорошим ритмом и многослойной музыкой, в которой нет ничего лишнего. И да: Линдеманн внезапно поет человеческим голосом практически во всех треках — или возраст берет свое, или захотелось чего-то более простого и лиричного. Ну а теперь очень кратко про впечатления от каждой песни, по порядку. Неадекватные ассоциации прилагаются.

DEUTCHLAND

На мой взгляд это лучшее, что можно было выпустить после 10-летнего перерыва. Самый идеальный клип в истории в сопровождении потрясающего трека покорил сразу и, к сожалению, завысил планку ожиданий. Песня идеальная с начала до конца, несмотря на простой текст: под нее хочется если не захватить Польшу, то точно сделать что-нибудь невероятно эпичное.

RADIO

Впервые услышала ее по радио (ну а как еще) во время премьеры: странноватое сочетание в меру жесткого и современного ритма с синтетическими оттенками ретро. Напомнило скучную архитектуру эпохи Баухауса, которую сносит к чертям летающий космический ретро-футуристичный синтезатор.

ZEIG DICH

Мне очень нравится конструкция с повторяющимися словами по типу Zerstören. А еще здесь действительно хороший текст, саркастично рисующий образ католической церкви, творящей бесчинства «Im Namen des Herren». Отличный вышел бы саундтрек для горящего Нотр-Дама. Кстати, в самом начале хор поет искаженные латинские слова, что добавляет иронии.

AUSLÄNDER

Я терпеть не могу русские слова в песнях, особенно в немецкий — но «иностранцу» это совершенно не вредит. Максимально легкая, веселая и попсовая песня, которая отлично подойдёт для путешествия по городам, странам и кроватям. Забавный вокал и простой, но при этом классный текст, который быстро приедается вместе с ритмом. По ощущениям как будто на улице лето, солнце еще не село — а ты уже в тлину пьяный планируешь угнать катер.

SEX

Первые секунд 20 кажется, что наконец-то слушаешь нормальную версию Personal Jesus — но потом улавливаешь и остатки с Ramm4, и мотив «Cowboy» со второго проекта Линдеманна… И вот как-то все хорошо, но мимо сердечка. Песня про секс в самом буквальном смысле, без иносказаний и сарказма — и если бы не фраза Denn besser widerlich als wieder nicht: «Лучше немного отвращения, чем опять ничего», то все было бы совсем грустно. Как будто иностранец из предыдущей песни все-таки добрался до чьей-то постели, но у него так и не встал.

PUPPE

Одна из лучших песен в альбоме: от вокала во второй половине у меня до сих пор мурашки. Увидев название я просто не могла не вспомнить про коллекцию моего обожаемого Александра Маккуина: «bellmer la poupee» — так у меня в голове маленькая девочка, ее убитая сестра-проститутка и кукла сливаются в голове в один жутковатый подиумный образ. От песни ощущения примерно такие, будто ты просыпаешься среди ночи от кошмара, в окне очень кинематографично-синий свет луны, а тебе совсем не хочется ничего вспоминать. А по конструкции напомнило Stein um Stein.

WAS ICH LIEBE

Я очень рада, что моя любимая группа написала такую потрясающую и во всех отношениях «мою» песню: влюбилась в нее окончательно и бесповоротно еще до выхода, а текст покорил окончательно. Я понимаю почему многие называют ее слабой и даже проходной — но для меня это больше, чем просто сочетание слов и музыки. Как будто все, что ты чувствуешь, внезапно собрали в одно целое и завернули в красивую обертку с классным ритмом и потрясающим гитарным рифом в середине. Если до этого у меня были любимые песни Rammstein, то теперь появилась «моя». Теперь даже не страшно если этот альбом — последний.

DIAMANT

Очень красивая песня, в которой есть прекрасная лирика и даже горячо любимые мной струнные, но, к сожалению, ничего особенного. Текст — про прекрасную, как бриллиант девушку, которая никак не может полюбить главного героя. До конца ждала, что он ее в лед там, например, закует, страдая от несчастной любви — но нет, никакого подвоха. И это расстраивает. Klavier, Amour или Ohne Dich не в пример шикарнее. Хотя… нигде ведь не говорится, что эта прекрасная незнакомка живая?

WEIT WEG

Последние три песни, начиная с Weit Weg — самые сильные инструментально — в том плане, что все 6 человек очень слаженно и гармонично играют что-то очень приятное на слух. Если в той же Puppe вокал и содержание вырываются на первый план, то в последних трех песнях на альбоме и текст, и голос уходят на второй план. Ощущение, что все такие: «Линдеманн, заебал, давай че-нить нормальное споем: про любовь там, или про татушки». И спели.

Weit Weg — хорошая, но, пожалуй, самая невнятная и наименее любимая на альбоме.

TATOO

Классная ритмичная песня про татуировки с простым, но запоминающимся припевом: Zeig mir deins, ich zeig’ dir meins — «покажи мне свои, и я покажу тебе свои». Под нее вполне можно пробежать марафон или с удовольствием заняться сексом — а для чего еще нужны песни Rammstein?

HALLOMANN

И снова разочаровал текст. Попыталась представить, что он про педофила, который соблазняет девочку — но получается неувязка: маленькие девочки вряд ли едят устрицы. Без двойного  дна и резкого контраста выглядит как слегка банальная песня про любовь. Но все вытягивает музыка — есть в ней что-то жутковатое, отсылающее к предыдущему альбому. Вообще ее очень приятно слушать: как будто сидишь на берегу моря и наблюдаешь, как солнце медленно скатывается за горизонт.

В целом альбом классный — его хочется слушать и переслушивать. Конечно, после эпичного клипа на Deutchland и стебного RADIO, после тизера со спичкой на херсонской площади ждешь какого-то политического заявления, а не сборника, напоминающего детский алфавит с картинками: «вот тебе тату, вот бриллиант, а вот — секс». Все песни хорошие, но нет ощущения цельности и единой концепции. Но в целом это, как всегда, прекрасно.

P.S. Очень хочется передать привет всем «критикам», упомянувшим штамп про «спичку, которая так не зажглась» и посоветовать засунуть ее туда, где она точно подгорит.