Утром я посмеялась с одной новости. Вечером количество упоминаний злополучных кроссовок Nike Air Max 270 превысило адекватную норму — и я просто не могла  пройти мимо этого удивительного явления по воплощению имени Аллаха прямо на подошве брендовой обуви. Мне стало жутко интересно, как же это выглядит. Внимание, вот так (да, это петиция, которую создали недовольные богохульством мусульмане, не фотошоп):

Ирония не в том, что это просто-напросто стилизованный логотип AirMax, а в том, что он… перевернут вверх ногами. А божественное начало айдентики затерялось в середине. Вот как подошва выглядит в нормальном состоянии:

В детстве мы с мамой часто играли в игру, где из букв одного слова нужно составить как можно больше других. Вот вглядываюсь я пристальнее в этот логотип и вижу слона, напомнившего evernote, женскую грудь (вид сверху), угол в 45 градусов, красный джедайский меч, слово «mix», а если перевернуть — то нетрудно разглядеть фирменное лого конструктора сайтов Wix. Если перевернуть на 90 градусов — становится похоже на космический алфавит из какого-то фильма по комиксам. При желании и в состоянии религиозного экстаза наверняка можно увидеть христианский крест или макаронного монстра. Ну, а если бы я была правоверной мусульманкой, то непременно разглядела бы то, что часто видела бы в религиозной литературе и мечетях. Потому что действительно похоже. Знаете, это как «синдром бывшего» — когда ты, даже зная, что человека, о котором ты думаешь, рядом быть не может — все равно видишь знакомые черты в толпе.

Соль не в этом. Соль в том, что недовольные попросили изъять товар из продажи. К счастью, компания Nike проявила адекватность, корректно рассказала о толерантности к религиям всего мира и намекнула, что ваши визуальные галлюцинации — ваше личное дело. Кстати, похожий случай уже происходил в компании в 1997 году. Вот как выглядела та пара кроссовок:

Страшно то, что этому:

а) уделяют столько внимания
б) воспринимают всерьез

Конечно, в современном медийном пространстве нельзя ни шагу ступить без риска кого-то задеть, оскорбить или обидеть. Взять вот, например, недавний скандал с русским отделением NYX, которые решили убрать с международного поcтера компании накрашенного парня, чем вызвали целую лавину дерьма в свой адрес. И это нормально — нельзя угодить всем. Не удалили бы — по-любому нашлись бы недовольные и недалекие, и скандал бы все равно произошел. Просто из двух зол выбрали меньшее.

Скандалы в современной индустрии — дело обыденное. Но как обычно реагируют потребители? Устраивают бунт в соцсетях, игнорируют товары бренда. Как было с Dolce&Gabbana и их расистскими высказываниями по поводу Китая. Современный покупатель голосует деньгами и отказом приобретать продукцию бренда, чьи ценности идут вразрез с их собственными. Это тоже иногда выходит за рамки адекватности, да. Но просить изъять товар из продажи, оскорбившись игрой визуальных образов — это примерно как просить уничтожить все тосты в мире, после того, как на них проявилось лицо Иисуса. Только никто не просит, и все понимают почему)

Я с уважением отношусь к любым людям и их убеждениям, в том числе религиозным. И я твердо уверена, что оскорбить того, кто верит во что-то по-настоящему — невозможно.