Каждый день в мире создается масса трендовых идей, и большинство из них отчаливают в неизвестность спустя пару сезонов. В крайнем случае какой-нибудь дизайнер подарит им вторую жизнь, окунувшись с головой в архивы бренда на волне популярности какого-то стиля или эпохи. Но некоторые вещи не просто переживают свое время — они становятся по-настоящему культовыми, сохраняя популярность на протяжении десятилетий и превращаясь из удачной идеи в нестареющую классику. Разбираемся, почему это происходит и что именно делает вещи культовыми.

Сегодня — знаменитые кеды Converse, которые есть в гардеробе почти у всех: начиная от школьников, заканчивая политиками и рок-звездами.

Баскетбол

Известный каждому сегодня бренд Converse был основан еще в начале прошлого века предпринимателем Маркизом Миллсом Конверсом. Изначально фабрика выпускала обувь для всей семьи и так бы, наверное, и продолжала безызвестно существовать, если бы в 1917 не выпустила обувь для баскетбола. Кроссовки Converse All-Star приглянулись известному игроку Чаку Тейлору, который и подарил компании неслыханную популярность.

Надо сказать, баскетболист не просто «светил лицом»: он фактически зародил концепцию коллабораций, сотрудничая с компанией и предлагая свои идеи по улучшению спортивной обуви. Под его руководством кеды стали более гибкими и крепкими, так что знаменитая модель скоро стала именной. С подачи Тейлора Converse стали выпускать Basketball Yearbook, где рассказывали о новостях и значимых событиях в жизни команд, выбирающих эти кеды. Сделав ставку на баскетбол, бренд не прогадал: скоро одна из самых популярных игр сделала свое дело — конверсы начали носить вообще все вокруг.

Вплоть до 1966 года модель выпускалась только в черном и белом цвете. Покупатели постоянно просили добавить цвета, но компания не сдавалась. Только после создания NBA, в которой почти все игроки носили знаменитую модель Chuck Taylor All-Star. Тогда-то фабрика наконец посуетилась и выпустила 7 новых цветов, которые сочетались с формой разных команд.

Так баскетбол открыл первую главу в истории Converse, сделав обувь популярной за пределами спортивных площадок. Если бы история заканчивалась на этом, то знаменитые кеды так и не перекочевали бы в разряд культовых вещей. Не было бы столько копий и реплик, фабрики не подделывали бы конверсы в масштабах населения Китая, а Курт Кобейн был бы жив (хотя это, конечно, вряд ли).

Кино, музыка и гранж

Вторая волна популярности Converse началась в 60-е. Многие рок-группы стали носить удобные кеды и в повседневной жизни, и на концертах — это подарило новый взгляд на обувь, которая раньше ассоциировалась с лакированным паркетом в баскетбольных залах.  Свою лепту внесли и хиппи: они часто носили конверсы разных цветов.

В это же время знаменитые кеды впервые появились на экране: это был фильм «Вестсайдская история» 1961 года.

В 70-е конверсы стали символом альтернативной культуры. Типичный look того времени: кеды, кожаная куртка и джинсы с белой футболкой, стал символом бунтарства, которое свойственно молодости и любым субкультурам. Не удивительно, что в 80-е их носили все вокруг: от панков до школьных отличников. К тому же, фабрика стала производить не только классические модели, но и кеды из винила и кожи — это расширило аудиторию еще больше.

А затем на сцену вышел гранж, который открыл новую главу в мире моды и сделал Converse по-настоящему культовой вещью. Стиль «уличного бомжа», популяризованный группами Alice in Chains, Soundgarden, Pearl Jeam и Nirvana, возведенный в ранг высокой моды Марком Джейкобсом стремительно завоевал популярность аудитории. Это сегодня гранж кажется чем-то привычным, а в то время образ «бомжей из Гарлема, которые нарядились для поездки в Манхэттен» моментально поделил публику на поклонников и ненавистников.

Неотъемлемой частью стиля были конверсы, которые не снимая носил лидер группы Nirvana: концентрация гранжа во всех проявлениях. Курт Кобейн, будучи фигурой культовой, сделал для популяризации конверсов больше всех. Он носил их всегда и везде, до самого конца: в последний день на музыканте были кеды Converse One Star.

Но не стоит умалять влияния остальных: гранж предпочитали почти все музыканты эпохи, да и сегодня эта обувь сохраняет популярность благодаря регулярным коллаборациям и появлениям на экране. В Converse на протяжении трех сезонов разгуливал Дэвид Теннант в образе Доктора Кто, в них бегал Сталлоне в «Рокки» и появлялась Кейт Уинслет в «Вечном сиянии чистого разума». На самом деле перечислять все фильмы и сериалы, где появляются конверсы — бессмысленно, их очень много. Из продукции конкретного бренда Converse превратились в нечто нарицательное: при слове «кеды» у большинства в голове всплывает примерно одна и та же картинка.

Почему Converse стали культовыми

Итак, мы подошли к самому главному: что делает вещь культовой?Конечно, каждый случай — уникален, но какой-то список для тех, кто планирует на днях изобрести что-то фантастическое можно составить. Что сделало культовыми кеды Converse:

  • четкое позиционирование — это была удобная обувь для баскетбола;
  • качество — если бы кеды невозможно было носить, фабрика закрылась бы еще в начале прошлого века;
  • люди — если бы не Чак Тейлор и остальные игроки NBA, надевавшие кеды на каждый матч, обувь не получила бы такой широкой аудитории в начале, а если бы не рок-звезды и субкультуры — кеды бы не дожили до наших дней;
  • стиль — сама идея предполагает дерзость и движение: не удивительно, что Converse быстро завоевали популярность у молодежи, для которой бунтовать — это образ жизни;
  • унисекс — изначально обувь была мужской, но вскоре ее начали носить все вокруг;
  • адаптивность — чувствуя веяния времени компания подстраивалась под аудиторию, пополняя ассортимент.

Люди не влюбляются в вещи: их покоряют идеи. Культовыми конверсы сделала не резиновая подошва, шнуровка и логотип — а идея, которая за этим стоит. В Converse можно создавать провокационные вещи, побеждать, завоевывать, идти против всех общепринятых правил, а самое главное — оставаться вечно молодым.