Когда мы перестали смотреть кино по-настоящему?
В современном мире выпускать кино стало очень сложно. Найти приличный бюджет, следить за тем, чтобы детали сюжета и спойлеры не утекли в сеть на протяжении всего съемочного процесса – который тоже сложное и небыстрое дело, ну, а на финишной прямой фильм и вовсе могут завернуть, если он слишком мрачный или может не понравиться зрителям (что в итоге выходит можно судить по «бэтмэну против супермена» и «отряду самоубийц»). Но даже когда фильм всеми правдами и неправдами пробивается на экраны, чтобы отбить огромные бюджеты на продвижение и создание, его ждет еще несколько кругов ада: рецензии критиков, обмусоливание в СМИ и – конечно же – диванная аналитика миллиардов зрителей по всему миру.
Малейшие косяки и недочеты возводятся в абсолют, ленты обсуждаются чуть ли не покадрово, попадает всем: от режиссера, актеров и съемочной группы до специалистов по графике и композитора. Зритель становится все разборчивее, его все труднее удивить или хотя бы впечатлить – в ход идут все доступные средства, вплоть до воскрешения умерших актеров с помощью компьютерной графики. Студии стремятся извлечь из любой киноленты максимальную прибыль, расширяя аудиторию, снижая рейтинг (многие фильмы вышли бы куда ярче с рейтингом R) и стремясь охватить как можно больше людей всех слоев населения и возрастов, убирая из сюжета слишком мрачные, слишком провокационные сцены. Америка вообще сходит с ума со своей черно-белой политкорректностью, включая темнокожих персонажей в сюжеты, где их даже близко не могло бы быть, и утверждая на роли, которые противоречат исторической действительности.
Ну, а зрители в очередной раз разочаровываются, изливая в соцсетях все свои «неоправданные ожидания». Впрочем, недовольство – это не плохо, плохо то, что своего мнения в таких «криках души» обычно копеек на пятьдесят, остальное – это то, что новоиспеченный критик вычитал в статье или посмотрел в каком-нибудь видеообзоре. Обсуждать фильмы можно и нужно, ведь, когда мы дискутируем или делимся впечатлениями, мы усиливаем эмоции от увиденного и наслаждаемся самим процессом общения. Но круто, когда мнение – свое, иначе оно теряет всякую ценность.
Практически каждый новый фильм – шаг вперед (ну, кроме убогих русских комедий, которые даже от своей быдло-аудитории отстали). Если бы любая из последних кинолент вышла на экраны лет десять назад, обычный зритель был бы в восторге. Он бы шел на сеанс получить впечатления, приятно провести время и потом обсудить увиденное с друзьями. Он бы шел в кинотеатр без внушительного багажа из прочитанных спойлеров, мыслей лидеров мнений, оценок на кинопоиске и разочарованных или восторженных твитов и комментариев. И, наверное, его мнение было бы более честным, а впечатления – яркими. Когда-то мы оставляли рецензии кинокритикам, рассуждения о качестве монтажа и режиссерской работе – судьям различных премий, а сами – просто шли в кино и ловили кайф от процесса. Профиль на кинопоиске был у единиц, и зрительская оценка еще давала какое-то представление фильме, пока до нее не добрались девочки, ставящие всем фильмам подряд 10 из 10 и мальчики, строящие из себя киноэкспертов.
Так когда же мы перестали наслаждаться кино, когда перестали смотреть его так, как задумывалось создателями: получая удовольствие от процесса, а не выискивая косяки и нестыковки, не думая о том, что мы напишем в твиттер после сеанса, не размышляя мучительно, почему же эта картина не понравилась почти всем нашим знакомым…? Да, бывают плохие фильмы, бывает неуважение к зрителю, отвратительная актерская игра, дыры в сюжете и далее по списку. Но проблема в том, что мы зачастую приходим в кинотеатр, уже прочитав об этом в СМИ или соцсетях, и смотрим на фильм предвзято, боясь разве что еще сильней разочароваться. А, между тем, кино – это волшебный мир, ну или билет в другую реальность, как гласит лозунг IMAX, и, чтобы получить от увиденного максимум впечатлений, надо стать зрителем и перестать безуспешно пытаться быть кинокритиком.