Обожаю книги Мураками: они, как хорошее вино, увлекают с первого глотка. «Послемрак» — не исключение, в таинственно-сюрреалистичную атмосферу ночного города погружаешься с головой буквально сразу — плавно, но настойчиво.

Читатель здесь в роли стороннего наблюдателя: этому способствует и стиль повествования (Мураками подает это как фильм, описывая сцены, одну за другой, словно сквозь объектив камеры), и общая незавершенность сюжета, да и всех отдельно взятых сюжетных линий. Мы прикасаемся к этим историям, наблюдаем в течение одной, довольно длинной, ночи — и отпускаем как только на страницах романа наступает утро. Действие происходит даже не между сном и реальностью, а как бы на границе сознания: помните ощущение, когда вы долго не спали, но продолжаете работать или что-то делать? Вещи кажутся другими, события искажаются, реальность уже не кажется такой устойчивой и однозначной… Вот в таком стиле и написан «Послемрак».

Как можно догадаться, любителям простых, понятных и конкретных историй «Послемрак» не понравится. Зато придется по вкусу любителям Японии, бессонных ночей и сюрреалистичной атмосферы авторства Мураками. Читать очень приятно, частенько натыкаешься на интересные мысли и рассуждения, а если читать ночью, в темноте, то на некоторых моментах становится даже жутковато, как от хорошего триллера.

Личная оценка: 8 из 10
Похожие книги: Харуки Мураками «Норвежский лес», Дэвид Митчелл «Сон №9», Амели Нотомб «Токийская невеста», Карлос Руис Сафон «Тень ветра»