Раньше модельеры выпускали коллекции по желанию: кто-то раз в сезон, кто-то — раз в год, а некоторые и вовсе отшивали только наряды для частных клиентов. Сегодня, чтобы удержаться в строю, модный дом должен выпускать все больше и больше новых вещей как можно чаще, чтобы интерес аудитории не угасал. Разбираемся, какие бывают виды коллекций и как часто их выпускают.

Haute Couture

В мире моды кутюрные недели — это способ продемонстрировать все мастерство и технологические ресурсы бренда. Вещи для коллекции шьются в единственном экземпляре, полностью вручную, а стиль и тема определяют направление на ближайший сезон. Здесь нет ограничений по креативу: можно создавать что угодно и как угодно. Главная цель — инновации, оригинальный взгляд и высокое качество исполнения. Здесь редко бывают готовые решения, которые потом разойдутся по масс-маркету. Кутюрные коллекции — это, скорее, набор классных идей, которые можно интерпретировать и адаптировать. Такие вещи не продаются, а отправляются в архив или изготавливаются по индивидуальному заказу для клиентов Дома.

Каждый год дизайнеры создают две коллекции Haute Couture: весна и осень.

Prêt-a-porter или Ready-to-wear

Это более приземленная и понятная обывателям одежда — о чем красноречиво говорит ее название: «готовая к носке». Prêt-a-porter представляет собой адаптацию кутюра под носибельные вещи или новое прочтение последних тенденций брендом. После показов на одной из недель моды или выпуска лукбука коллекция поступает в магазины и продается всем желающим. Это самый популярный формат коллекций, именно на нем (помимо парфюмерии и аксессуаров) бренды и делают деньги.

Коллекции Ready-to-wear также выходят дважды в год: весна-лето и осень-зима.

Resort или Круизные коллекции

Впервые формат «круиза» появился еще в 20 веке: клиенты модных домов любили сваливать из холодного Парижа куда потеплее, и без обновления гардероба было не обойтись. Для современного потребителя это скорее потребность в регулярном обновлении ассортимента. Коллекция Resort поступает открытую в продажу. Чаще всего это летние вещи, красивые вечерние платья и все для путешествия на красивом лайнере. Многие бренды не устраивают показов, а ограничиваются классным фотосетом.

Коллекция такого формата выпускается раз в год.

Pre-Fall

Перед выпуском осенне-зимних коллекций многие бренды делают своего рода превью: это позволяет повысить интерес и лишний раз привлечь внимание. Pre-Fall выходит в формате лукбука, а сами вещи в основном довольно практичные и носибельные. Такой формат выпускают далеко не все.

Pre-Fall демонстрируется раз в году.

Bridal Spring / Fall

Свадебная мода тоже развивается: нужно регулярно демонстрировать коллекции, привлекать внимание аудитории — поэтому для пышных белых платьев (впрочем, не всегда пышных, не всегда белых и не всегда платьев) существуют даже отдельные недели моды. Впрочем, многие ограничиваются только лукбуком.

Капсульные коллекции

Далеко не все следуют традиционной схеме. В последнее время обороты набирают капсульные коллекции. Одни выпускают их в качестве специального предложения к сезону, а другие используют такой формат постоянно. Капсула — это набор вещей, объединенный какой-то темой. Обычно это 10-15 изделий, которые хорошо между собой сочетаются.

В среднем популярный дом моды сегодня выпускает от 4 до 6 коллекций в год, не считая коллабораций, а некоторые дизайнеры, работающие на несколько брендов, генерируют идеи просто в невероятном количестве. При этом покупателям регулярно нужно что-то новое, а популярные тренды или становятся вечными или быстро приедаются. Так что, вполне возможно, что в ближайшем будущем появятся новые форматы коллекций или изменится вся классическая схема. Хотя кутюр, надеюсь, не умрет никогда.