Кадзуо Исигуро: «Безутешные»
Если реальность вокруг кажется вам слишком навязчивой, самое время погрузиться в очередной сюрреалистичный роман на грани между явью и сновидением. «Безутешные» – как раз такой вариант. Мысль «что я вообще читаю?» возникнет у вас в голове раз пятьдесят, при этом вряд ли возникнет желание бросить на середине. Сразу чувствуется, что автор при написании получал удовольствие от процесса – роман не скован ни логическими, ни географическими, ни какими-то еще ограничениями. Главный герой, заблудившись, всегда оказывается там, где его ждали (пусть и не те, к кому он направлялся), а, войдя в кафе на одном краю города, может внезапно оказаться совсем в другом конце.
Здесь нет ни одного приятного персонажа, а те, кто присутствует, поражают своей глупостью, мелочностью, нелогичностью, некультурностью или просто странностью. Ни один диалог не доходит до конца, а уж планы главного героя и вовсе кажутся самой непостоянной вещью во вселенной. В каждой главе, в каждой строчке, сквозит одна из главных тем: безразличие. Как бы люди ни были вежливы, как бы ни строили из себя участливых, заботливых и разборчивых – на самом деле всем глубоко плевать. Другая интересная тема, которую затрагивает автор – искусство. В романе чистое, высокое искусство противопоставляется «удобному» и привычному. Этот безымянный европейский город полон любителей музыки, но начинаешь сомневаться, любит ли ее кто-то здесь по-настоящему или она, как и предметы искусства в этом городе – лишь повод для светских бесед.
Параллелей или даже отражений в романе действительно много. Например, главный герой – пианист Райдер – и молодой юноша Штефан, напоминающий самого Райдера в молодости. Он также отчаянно ждет, что родители посмотрят на его выступление, а его гениальность всегда отходит на второй план. Вообще взаимоотношения персонажей удивительны и нелогичны: то известный на весь мир пианист остается незамеченным в компании, которая его так ждала, то срывает овации за бессмысленную и короткую речь. То думает, что впервые видит сидящую перед ним женщину, то вспоминает об их общем (или все-таки нет?) ребенке. Все происходящее больше всего напоминает сон: легкая амнезия в самом начале (герой не слишком помнит детали приезда), спутанная география (был в центре города, за углом обнаруживает поля и луга), бесконечное количество похожих черт у разных, на первый взгляд персонажей, быстрое переключение сюжетных сцен, как будто бы это один сон сменяется другим… Собственно, повествование обрывается внезапно, как по звонку будильника, хотя прямо об этом ничего не говорится. Да и сами желания и стремления героя выглядят порождением подсознания. Словом, вещь это определенно интересная, но явно не для тех, кто любит стройную логику и конкретные объяснения.
Личная оценка: 7 из 10
Похожие книги: «Алиса в стране чудес», «Охота на овец» Мураками, Шейн Джонс: «Остаемся зимовать», Курт Воннегут: «Колыбель для кошки», Татьяна толстая: «Кысь», Перихан Магден: «Убийства мальчиков-посыльных»