Очень странно было читать произведение, о котором ты знаешь так много подробностей. Это как встретить наконец-то того самого знакомого знакомых, про которого тебе так долго рассказывали. К самой истории я никогда симпатии не испытывала, поэтому стойко игнорировала и фильм, и книгу — но произведение это настолько каноничное, что сложно жить в России и ни разу с ним не столкнуться. Словарный запас Эллочки, рассуждения гробовщика о видах смерти (кто «преставился», а кто «протянул ноги»), яркие костюмы и крылатые фразы Остапа Бендера и, конечно же, 12 обтянутых материей предмета интерьера — все это было мне хорошо знакомо.

Правда, не обошлось и без сюрпризов. Я почему-то думала, что действие происходит в дореволюционной России, поэтому приятно удивилась, когда обнаружила, что роман является зарисовкой на тему раннесоветской действительности. Все сразу стало очень логичным и интересным. Поведение и мотивы людей, потрясающие диалоги, которые возможны были лишь в ту эпоху и специфичный художественный язык, наполненный характерными и яркими, как мазки краски, словами. Очень интересные персонажи, которых уже миллион раз облизали со всех сторон в многочисленных рецензиях, и прекрасно вписавшийся в рамки того времени сюжет — тоже в числе плюсов.

Из минусов, пожалуй, только то, что это действительно зарисовка. В своем путешествии герои сталкиваются с большим количеством персонажей, которые даже не персонажи, а собирательные образы, и их всегда мало. Я бы почитала пару лишних глав про каждого из них, но темп и стиль произведения совсем этого не подразумевают.  Перечитать «12 стульев» мне вряд ли захочется — одного раза достаточно с головой, но впечатления от прочтения приятные.

Личная оценка: 8 из 10
Похожие книги: Олдос Хаксли «Контрапункт», Джером К. Джером «Трое в лодке, не считая собаки», Лермонтов «Герой нашего времени»