Я обожаю антиутопии, потому что это едва ли не единственный жанр, который может меня по-настоящему заставить что-то почувствовать. И не просто увлечь, как фантастические истории или запутанный детектив, а напугать, восхитить или вдохновить. Самая цепляющая вещь в хороших антиутопиях — это тончайшая грань между миром настоящего и миром, описанным на страницах. У Этвуд в «Рассказе служанки» виновником нового уклада стали кредитные карты, предвестником тоталитарного кошмара в 1984 стала гражданская война, в «451» и в «Дивном новом мире» виной всему стало увлечение массовой культурой и индустрией развлечений, а у Воннегута в «Механическом пианино» к переменам привела промышленная революция. Всего одно событие способно запустить необратимый процесс, который приведет нас совсем не туда, куда мы направлялись — и это самое страшное. Обычно миры антиутопии пугающи, но довольно далеки от нашей реальности, несмотря ни на что. Слишком быстро там развивались события, слишком стремительно история свернула на другую дорожку. Но не в романе Филипа Дика.

Как я уже говорила в рецензии на «Бегущего по лезвию», мрачный тон — еда ли не фирменный стиль Филипа Дика, в его книгах обычно нет ни привлекательных героев, ни надежды на светлое будущее. Мир «Человека в высоком замке» — это альтернативная история, в которой Германия выиграла войну и теперь правит миром пополам с японцами, славяне практически уничтожены, а Америку поделили на части. И, честно слово, когда понимаешь, что до подобной картины было всего-то несколько шагов, начинаешь радоваться, что сейчас от подобного варианта развития нас отделяет пропасть.

Самое интересное в романе — это то, что в нем есть книги внутри книги: первая — запрещенная, в ней описывается альтернативная история, которая похожа на нашу, но все равно от нее отличается. Все герои так или иначе с ней соприкасаются. И есть другая, хорошо известная и у нас — Книга Перемен — ей герои пользуются в сложных ситуациях, когда нужно посоветоваться с Оракулом и принять решение. Примечательно, что этой же книгой пользовался писатель в романе Дика и сам Дик, во время написания романа. Эти параллели рождают множество похожих вселенных, которые отражаются в друг друге, как в галерее бесконечных зеркал, и заставляют задуматься: что, если наша реальность — всего лишь одна из череды этих бесконечных копий?

В общем, читается достаточно тяжело, грузит и вызывает противоречивые эмоции, но если вы давно искали что-то подобное: сильное и с мрачным подтекстом — это то, что нужно.

Личная оценка: 6 из 10
Похожие книги: Берджесс «Заводной Апельсин», Оруэлл «1984», Курт Воннегут «Механическое пианино», Татьяна Толстая «Кысь»