Футболка сегодня – незаменимый кусочек пазла в повседневном гардеробе. У каждого есть минимум парочка простых, базовых и, наверняка, еще несколько с рисунками или надписями. Футболки производят все: от масс-маркета до крупнейших Домов моды. Они очень часто становятся частью мерча или униформой для участников события. За всю историю существования футболки с принтом несколько раз меняли свой смысл и суть, то переходы в разряд очень трендовых и даже культовых вещей, то оказываясь за бортом современной моды.

Принадлежность к группе

Раньше мало кому приходило в голову печатать на футболках рисунки и надписи: они были частью нижнего белья и выпускались только в белом цвете и классическом крое. Их еще часто использовали в качестве униформы для солдат и спортивных команд – и вот последним как раз требовались отличительные знаки. По футболке можно сразу определить, к какой команде принадлежит спортсмен, а разные цвета позволяли наблюдать за соревнованиями издалека. Кстати, именно в такой роли футболка с принтом впервые появилась в СССР.

Вообще первыми кастомизировать футболки стали хиппи: они раскрашивали их в популярной «вареной» технике и украшали надписями и символами. Носили их в паре с разноцветными кедами Converse, джинсами Levi’s и простым отношением к жизни.

Демонстрация интересов

А в 70-х мир накрыла волна музыкальных групп, и футболки с надписями стали невероятно популярным мерчем. Технологии для печати уже тогда были неплохими, так что футболки с символикой рок-групп распространялись очень быстро. Теперь по тебе сразу можно было понять, что ты слушаешь – и из отличительного знака футболки превратились в полотно для демонстрации интересов.

Примерно тогда  же придумали знаменитый принт ILoveNY – и его стали копировать сувенирные магазины по всему миру. В 80-е количество и разнообразие принтов только росло: печатались лозунги, названия брендов, забавные надписи и изображения. Так футболки стали еще и полотном для высказываний. Этим пользовались многие дизайнеры – например, Вивьен Вествуд:

Появлялись все новые и новые идеи, футболки стали полноправным аналогом твиттера того времени: можно было «постить» мемы, фотографии или забавные цитаты, демонстрировать интересы или любовь к искусству, поддерживать музыкальные группы или создавать свой собственный стиль.

А затем пришла логомания – и футболка с крупным названием или символом бренда поперек груди стала лучшим способом заявить: «Я могу себе это позволить», хотя большая часть из них была подделкой.

Забвение и новая жизнь

После всплеска неона и логомании все это постепенно отчалило в прошлое. Люди стали одеваться более сдержанно, полюбили минимализм и на короткое время забыли о футболках с принтом. Они остались частью мерча и униформы, по-прежнему продавались на концертах популярных исполнителей и кто-то периодически их носил. Но все-таки, пусть и ненадолго, футболки с принтом стали немодными.

А потом пришла эпоха масс-маркета, с ускоренным циклом производства, гигантскими объемами и неограниченными возможностями. В ход пошло все: от символики любимых групп до коллабораций с брендами и собственного творчество. Гигантские тиражи до сих пор могут привлечь внимание к фильму, сериалу или музыке простой партией футболок с фотографией или цитатой. Принты снова полюбились аудитории, многие начали делать их самостоятельно. Разные типы печати из заводского формата перекочевали в хенд-мейд и частное производство. Сегодня любой желающий может не только напечатать футболку на свой вкус за приемлемые деньги, но и заказать себе оборудование и организовать свое производство.

Сегодня

Футболки с принтом однозначно полюбились публике: с момента своего появления они обретали все новые и новые формы. Из простого знака отличия они превратились в холст для высказываний, творчества и демонстрации интересов. Они служили полем для рекламы (или антирекламы) брендов, помогали выражать протест или поддержку чего-либо и прочно завоевали место в нашем гардеробе.

Сегодня удивительное время, когда уместно и возможно все. Футболка стала способом подчеркнуть свой вкус или его отсутствие. По футболке можно считать взгляды человека или его интересы, вычислить единомышленников или тех, с кем вам точно не по пути. А еще сегодня можно создавать. Что-то свое, особенное, новое – и это отличная возможность не следовать за трендами, а быть первым.