Про Фаулза я уже мельком рассказывала в рецензии на рассказ Башня из черного дерева. Еще в прошлый раз писатель привлек меня своей любовью к искусству и очень красочным персонажам. Его характеры - словно мазки на картине: передают любую идею и одновременно говорят о художнике многое. Широкие и размашистые, грубые и эмоциональные, тонкие, вкрадчивые, незаметно-реалистичные... Если Фаулз начинает писать картину, его персонажи будут однозначными, но от этого не менее яркими.

«Коллекционер» - это своего рода триптих. История начинается от лица Коллекционера (собиравшего бабочек, но решившего вдруг поймать любовь всей своей жизни и запереть подвале), затем продолжается от лица жертвы (юной девушки, начинающей художницы), а заканчивается - вновь от лица Коллекционера, только уже совершенно в других тонах.

Недавно мы с подругой обсуждали: может ли писатель, не пережив определенный опыт, написать книгу, которая трогает. До мурашек. Я утверждала, что описать реальные события может любой, а создать историю, которой не было - лишь настоящий Писатель с большой буквы. И мне очень близка цитата Ирвинга из «Мира глазами Гарпа»:

«Роман – лишь кладовая для тех важных вещей, которые автор не в состоянии реализовать в реальной жизни»

Так вот. Я не говорю, что похищение и удержание в подвале молодых девушек - «важная вещь, которую...» Я хочу сказать, что вряд ли Фаулз подобными вещами занимался. Но проникнуть в шкуру психопата, которому кажется, что он абсолютно нормален, да еще так, чтобы пробрало - это высший пилотаж. Роман удивительный: я не буду спойлерить - концовка очень и очень достойная. Обязательно прочитайте.

И пару слов о персонажах: очень интересен и образ Коллекционера, и образ похищенной девушки. Последняя страдает платонической любовью к художнику вдвое старше, а заодно - уверенностью в собственной исключительности (ну, учитывая ее поколение, которое мельком показывается в романе - это не лишено смысла), левыми политическими взглядами и абсолютно идиотской убежденностью в правоте некоторых взглядов на жизнь. За время событий, происходивших в романе, она утверждает, что повзрослела - но... не слишком. Вкратце, если описывать ее двумя словами, она - воплощение искусства. Всего прекрасного и тонкого, существующего в этом мире.

Ее оппонент - Коллекционер (Я не называю его по имени, посколько ни одно из названных в романе ему не подходит): воплощение анти-искусства. Он просто не способен воспринимать прекрасное, он до глупости приземленный и пустой человек, старающийся быть «как все» и скрывающий под этой маской самые бредовые цели и стремления.

Этот роман - о противостоянии чистого искусства (в котором жизнь, смелость, краски и отсутствие границ) коллекционированию (по мнению героини романа: мертвому, пустому и лишенному последних признаков жизни занятию). На протяжении романа то и дело всплывает вопрос: кто же на самом деле заперт в четырех стенах?

Личная оценка: 8 из 10
Похожие романы: Эмма Донохью «Комната»,
Патрик Зюскинд «Парфюмер», Бронте «Грозовой перевал», Паланик «Дневник»,