Фильмы Кристофера Нолана прекрасны. В них есть классные идеи, которые хочется обсуждать после просмотра. И бюджет, которому бы позавидовала первая десятка беднейших стран мира. Зато потрясающая сцена с «Боингом» – не графика и смотрится на одном дыхании.

Нолан не режиссер и, тем более, не художник: он в первую очередь предприниматель. И он замечательно продает людям идеи, завернутые в дорогую глянцевую обертку. Со всем этим рука об руку идет отличный маркетинг. За фильмами Нолана закрепилась слава «сложных и запутанных», хотя в сюжетных переплетениях разберется даже второклассник.

А за тех, кто не разобрался, Кристофер сам все разжует по кусочкам в конце фильма.

«Довод» – отличный фильм на пару раз. С прекрасными актерами, пустыми бессмысленными персонажами и одной классной идеей, которая мне понравилась. Нет, не о том, что время как река, по которой можно плыть в 2 направлениях (об этом и так кричит постер)

И да: дальше будут спойлеры.

SATOR

Слово «палиндром» все загуглили еще на этапе выхода названия. А в кино, услышав странную фамилию русского персонажа, наверняка вспомнили про SATOR AREPO TENET OPERA ROTAS: старейший палиндром, найденный еще на руинах города Помпеи.

Идея снять фильм, вдохновившись палиндромом – огонь. Сюжет закольцован, события читаются со всех сторон одновременно, а части палиндрома вплетены в канву сюжета.

Вот только к «вплетению» есть пара вопросов. Самый первый: зачем было называть Сатором антагониста? Андрей Сатор – самое идиотское имя для русского. Антагонист и есть сеятель (SATOR), который управляет колесами (ROTAS) – порталом из будущего в прошлое.

Но почему бы не назвать так организацию? Таинственным людям из будущего эти 5 букв подходят куда больше, чем поехавшему русскому.

AREPO

Это не так просто заметить с первого взгляда, если не держать палиндром в уме. Arepo – имя арт-дилера, который продал фальшивую картину Гойи. В фильме он так и не появляется и на сюжет почти не влияет. Хотя, не продай он картину, герои бы так и не встретились. И, кто знает, может этот Арепо – гость из будущего?

Мне больше нравится трактовка как искаженное «ad repo», что можно перевести как «я медленно продвигаюсь вперёд». Если вспомнить, то в прошлом герои действительно двигаются необычно, сопротивляясь инверсивному течению времени.

TENET

Эту часть можно перевести как «с трудом удерживает», что очень напоминает саму организацию TENET которую якобы и создает главный персонаж, закольцовывая сюжет.

Правда, поверить в то, что этот плоский, почти бесполезный и не особо вникающий в события герой может создать хоть что-то полезное – очень трудно.

OPERA

С Оперы все начинается и ей же заканчивается. На случай, если вы вдруг об этом забыли, персонажи напоминают про оперу еще пару раз в середине сюжета. Ну, чтобы все точно увидели ружье, которое должно выстрелить. И да: здесь часть палиндрома используется просто как созвучное слово. Интересно, кстати, что оно звучит одинаково в самых разных языках.

ROTAS

Самое интересное – колеса. К сожалению, не те, что употреблял Нолан, тогда бы сюжет вышел бы более ярким и продуманным. Ворота в сюжете помогают разворачивать течение времени и перемещаться из одного пространства в другое.

На этом держится вся механика фильма. И если бы персонажи были лучше прописаны, то мы бы по-настоящему переживали за них в каждой из параллельных сюжетных точек. А если бы Нолан не стремился разжевать каждую сцену, чтобы все ТОЧНО ВСЕ ПОНЯЛИ, то было бы вообще замечательно.

Почти все пересечения героев в пространстве и времени угадываются в два счета. Кто нанял Протагониста, кем были таинственные нападавшие, что за женщина прыгала с яхты – все это узнаешь примерно сразу, и оставшиеся 2/3 фильма начинаешь откровенно зевать.

Что еще не понравилось

Единственные более-менее интересные отношения – между главным героем и Паттинсоном. Последний, кстати, вызывает хоть какие-то эмоции в финале – и благодарить за это, пожалуй, стоит актера, а не его сюжетную линию.

Кэт, при всей великолепности Элизабет Дебики – скучная и пустая, а ее взаимоотношения с ребенком существуют просто для галочки. Про связь с главным героем вообще молчу: в середине сюжета есть момент, когда он откровенно кладет на нее хер, а в следующую секунду кидается ее спасать просто… потому что. Линейка с мужем-абъюзером выглядит более-менее ок только за счет прекрасной игры актеров. Военные из группы TENET – вообще ни о чем. Короче говоря, на всех персонажей Нолан забил, ведь они – только обертка для Великой Идеи.

В фильме очень много красивых и эффектных моментов, но «Оскар» за монтаж «Доводу» явно не светит. В некоторые моменты его просто сложно смотреть.

Что понравилось

Очень понравилась финальная сцена с голубой и красной группой (особенно когда разрушали дом), потрясающая сцена с «Боингом» и, конечно же, появление Таллинского Музея Современных Искусств. Всегда приятно видеть в фильмах локации, где ты был.

«Довод» вообще очень красивый и качественно снятый фильм. И благодаря этому его хочется пересмотреть: не ради сюжета, а ради красивой картинки и хороших актеров.

В общем, 7 из 10