Говорите «производственный роман», подразумеваете «Артур Хейли» — настолько сросся этот автор со своим довольно оригинальным жанром, где персонажи, события и сюжет служат обычно фоном для описания тягот и бонусов той или иной профессии. Читать Хейли — это как читать улучшенную версию Википедии, где вместо скучных ссылок интересные истории и живые персонажи.

«Вечерние новости» повествуют, как нетрудно догадаться, о работниках телеканала. Как и любой роман Хейли, это отличный взгляд на производственные процессы изнутри и — в силу обстоятельств — из прошлого. Пожалуй, новости и телевидение особенно сильно ощутили на себе влияние технологий, причем не только в технических аспектах, но и в самом алгоритме создания новостей. В мире интернета, твиттера и прямых трансляций половины описанных в романе ситуаций просто не случилось бы, однако это ничуть не делает повесть о работниках новостей хуже.

История начинается с крушения самолета: нас сразу знакомят с общим устройством закулисья телеканала и несколькими главными героями. Случайно оказавшись в нужном аэропорту команда снимает блестящий репортаж о крушении, а автор быстрыми штрихами набрасывает моральную дилемму о том, что же важнее: человеческие эмоции и переживания или новости, которые важно оперативно и с холодной головой донести до населения. Как выяснится позже, несмотря на профдеформацию, ничто человеческое героям Хейли не чуждо.

Далее сюжет перетекает на знаменитого ведущего Кроуфорда Слоуна и его семью. Ведущий, в своей книге и интервью резко высказывавшийся о том, что требования террористов нельзя выполнять, сам становится их жертвой, когда злоумышленники похищают его семью. Телеканал, поддерживая коллегу, организует собственную следственную группу во главе с бывшим товарищем Слоуна. Собственно, расследование, сдобренное техническими деталями репортажей, поиска информации и т.д. и занимает весь остальной сюжет.

Финал слегка разочаровывает: с одной стороны, основная линия завершается просто и логично. С другой — Хейли зачем-то набросал  сразу несколько сюжетных ответвлений, закончить которые не посчитал нужным: из-за этого складывается ощущение, что роман брошен на полпути. Но, тем не менее, в повествование втягиваешься, и читать интересно. Крепкий среднячок.

«Перегрузка» посвящена работникам электростанции, и здесь уже затрагиваются другие социальные проблемы. Есть компания, которая  пытается в условиях дефицита ресурсов обеспечить бесперебойную подачу электроэнергии. Есть террористическая организация, на разных уровнях затрудняющая ее работу: от мелких терактов до общественной деятельности под прикрытием. Есть люди, не желающие платить за коммунальные услуги, бастующие и ворующие электроэнергию — и вот они особенно бесят. Огромный пласт населения, желающий получать все бесплатно и без усилий вызывает отвращение и в силу своей непрезентабельности и благодаря тому, что история подается от лица крупного служащего компании.

Впрочем, нашлось место и для множества личных историй, которые, в отличие от «Вечерних новостей» Артур Хейли завершить удосужился. Забавно, что здесь тоже есть персонаж по имени К.Слоун — только на этот раз это Карен, девушка-инвалид, с которой почти случайно пересекается герой. Видимо, у Хейли какая-то особая любовь к этому сочетанию букв в имени.

Этот роман, пожалуй, наименее «производственный» из всех — детали работы здесь, конечно, описаны, но гораздо больше внимания уделяется самим персонажам и общественным проблемам.

Личная оценка (обе книги): 7 из 10
Похожие книги: Айн Рэнд «Атлант Расправил плечи» и «Источник», любая книга Артура Хейли.