После рассказов про молодых и современных дизайнеров захотелось обратиться к истории и вспомнить про королеву трикотажа, очаровательную рыжеволосую парижанку — Соню Рикель.

Соня Рикель в молодости и та самая обложка, прославившая дизайнера

Удачное замужество и глянцевая обложка

Родившаяся в семье русско-еврейских эмигрантов, Соня начала карьеру в 17 лет: оформляла витрины текстильных магазинов в Париже. Звучной фамилией и интересом к трикотажу дизайнер обязана первому мужу — владельцу модного бутика Сэму Никелю (в этом ее история слегка напоминает Вивьен Вествуд). Будучи беременной, Соня Рикель создала эскиз своего первого трикотажного свитера: он вышел весьма удачным, и она начала работать над коллекциями для бутика своего мужа.

Sonia Rykiel, fall/winter 1990

Известность Сони Рикель началась радикально: сразу с обложки Elle. Стилисты журнала увидели в витрине маленький оригинальный свитер, облачили в него героиню обложки — и тут же его захотели все: от простых домохозяек до Бриджит Бардо, Катрин Денев и Одри Хепберн. С супругом мадам Рикель вскоре все же рассталась — и создала собственную марку.

Слева — архивная реклама аксессуаров от Сони Рикель, справа — дизайнер за работой

Ролевая модель

В своих эскизах Соня Рикель всегда отталкивалась от собственного вкуса и потребностей. У нее не было швейного образования, зато было четкое представление о желаемом: тот самый, прославивший мадам Рикель, свитер на фабрике перешивали 7 раз, пока результат не удовлетворил требовательную заказчицу. Вещи ее собственного бренда были призваны не шокировать, восхищать и сносить крышу: в первую очередь они должны были быть удобными — и именно за это полюбились клиентам по всему миру.

Образы из коллекции Сони Рикель, spring/summer 1988

Главные элементы ее фирменного стиля — яркие полоски, приятный на ощупь трикотаж (не зря же ее окрестили королевой), яркие цвета, неизменный черный, швы наизнанку и слова. Сама Рикель в одном из интервью сказала:

«Я чувствую себя больше романистом, нежели модельером. Я — тот, кто пишет новую главу каждый сезон. Пишет обо всём, что видит вокруг себя»

И ее слова частенько вырисовывались на джемперах, туниках и даже вечерних платьях. Кстати, она является автором нескольких книг.

Коллекции Spring/summer, слева направо:  1989, 1994 и 1988 год

Впрочем, о любви дизайнера к книгам очень красноречиво говорит интерьер бутиков. Просто посмотрите, как это прекрасно!

Она и сама была настоящим брендом: странноватая прическа из торчащих рыжих волос стала настоящим символом, который, кстати, очень удачно обыграли приглашенные дизайнеры на показе в честь 40-летнего юбилея марки.

Коллекция Spring/summer 2003, по центру — образ Жан Поля Готье для 40-летнего юбилея марки SoniaRykiel

Бренд Sonia Rykiel начинался с семьи, и она всегда была важным элементом. Соня приобщила к делу свою старшую дочь: Натали, а также ее мужа и — позднее — и их детей. Кстати, Соня и Натали часто любили обедать в Café de Flore, где заказывали Клаб-сэндвич и каждый раз просили убрать из него хлеб. В конце концов  владелец решил создать «бесхлебную» версию «Le Club Rykiel».

Соня со своей дочерью Натали за работой

Одежда для всех

Соня Рикель всегда работала над тем, чтобы сделать женскую одежду максимально комфортной, понятной и доступной — и постоянно искала новые пути для этого. Например, она была первым дизайнером, создавшим линию одежды для компании электронной коммерции 3 Suisses и создала несколько коллекций для популярного масс-маркета H&M.

Sonia  Rykiel pour H&M

Соня была одной из тех дизайнеров, что стояли у истоков прет-а-порте. Она сама характеризовала свою деятельность в одном из интервью как «создание моды в соответствии со своей фигурой, по своей надобности, а не по прихоти кутюрье». Королевой трикотажа ее окрестили еще до открытия собственного бутика: тогда никому даже не приходило в голову, что этот приятный и удобный материал может быть модным. Это сегодня без трикотажа сложно представить любой гардероб — а тогда Соня Рикель была настоящим революционером, опередившим время.

Впрочем, одним женским трикотажем дело не ограничивалось: после открытия собственного бутика (в 1968) Рикель открывает магазин одежды для детей (1987 год), запускает линию косметики и, наконец, создает мужскую линию Rykiel Homme. Вслед за этим последовала первая коллекция обуви (1992) и аромат SONIA RYKIEL.

Наследие

Рикель иногда называют «второй Шанель» — хоть их стили и отличаются друг от друга примерно как веницианский маскарад и черно-белое кино, у них есть общая черта: они были талантливыми женщинами, которые созавали одежду для женщин. Она была сексуальной ровно настолько, насколько требуется, бесконечно удобной и очаровательно уместной в любых ситуациях. И Рикель, и Шанель сумели создать уникальный и понятный стиль, который настолько хорош, что его до сих пор копируют и воспроизводят по всему миру. Соня Рикель перевернула представление об комфорте и предвосхитила тренд на универсальные и комфортные вещи, который все еще актуален. Королева трикотажа покинула мир моды, но ее дело по-прежнему продолжает жить — и это главное.

И напоследок, по традиции, несколько фактов в цифрах:

Еще про дизайнеров
Еще про моду