Любитель музыки и искусства, дизайнер мебели и выходец из крохотного бельгийского городка решил увлечься модой в весьма непростое время. Тогда Бельгия была знаменита своей «антверпенской шестеркой» (про нее обязательно расскажу позже), и конкурировать с талантливыми, прогремевшими на весь мир дизайнерами было непросто. Впрочем, именно благодаря показу Maison Martin Margiela у молодого бельгийца и возник интерес к моде.

Музыка, стиль и первые коллекции

Любовь с модой у Рафа Симонса началась с работы ассистентом у бельгийского дизайнера Вальтера Ван Бейрендонка. Однажды тот взял его на показ «белой» коллекции Maison Martin Margiela — и молодой бельгиец понял, что это то, чем ему хотелось бы заниматься. Правда, до первой коллекции было еще неблизко: сначала он хотел закончить обучение.

Слева направо: коллекция Radioactivity (1998); обложка книги «The Fourth Sex: Adolescent Extremes», написанная в соавторстве с Франческо Бонами; Раф Симонс

Переехав в Антверпен, Раф Симонс познакомился с главой отделения моды Королевской академии изящных искусств — и та убедила его создать собственный бренд. Тот размышлял недолго: уже в 1995 году он представил свою первую коллекцию мужской одежды в одном из шоурумов Милана, а уже в 1997 году дизайнер заявил о себе на парижской неделе моды.

Одна из первых подушных коллекций Raf Simons, Spring 1998 Ready-to-wear

Вдохновением для Симонса всегда служила музыка. По словам самого дизайнера, музыка была единственной «движущей силой» в городке, где он вырос. Его вдохновляет стиль Дэвида Боуи, Joy Division и Kraftwerk, он активно использует в своих коллекциях не только стилистику любимых музыкантов, но и непосредственно их творчество: показ 1998 года открывался песней группы Kraftwerk, кутюрный показ A/W 2014 Dior проходил под Sonic Youth… да и вообще — музыка у Рафа Симонса всегда является важнейшей частью шоу в том или ином проявлении. Например, в 2003 дизайнер выпустил коллекцию с принтами Питера Сэвилла — известного графического дизайнера, создающего музыкальные обложки.

Слева направо: обложка альбома «The Man Machine» группы Kraftwerk; коллекция Raf Simons 1998; обложка альбома «Unknown Pleasures» Joy Division; коллекция Raf Simons fall/winter 2003

Не обошлось и без архитектуры и интерьерного дизайна: во всех изделиях Симонса, с каким бы брендом он ни работал, главное — форма. Вообще все его вещи больше напоминают арт-объекты: Симонс не особенно любит узоры и рисунки, отдавая предпочтение однотонным вещам, интересным текстурам и материалам. А принты на его одежде выглядят так, словно это плакаты на стенах домов или картины в галерее.

Слева — рекламная кампания S/S 2015, справа — S/S 2018

Еще одним источником вдохновения для Рафа Симонса можно назвать школьную и университетскую форму. Эти мотивы проскальзывают как в его собственных коллекциях, так и в работах с другими брендами.

Jil Sander pre-fall 2012

Раф Симонс — удивительный человек, хотя бы потому, что он умудряется в современном мире при своей популярности держать в секрете собственную личную жизнь (это первое) и почти не использовать секс в качестве движущего инструмента для продаж. Если тот же Том Форд превращает каждую рекламную кампанию в агрессивное недвусмысленное предложение, то у Рафа Симонса это скорее тонкий деликатный намек или искусство

Рекламная кампания Raf Simons (2017)

В 2000 году Раф Симонс закрыл собственный бренд — к счастью, ненадолго. Спустя год бельгийская компания Gysemans Clothing Industry помогла дизайнеру восстановить работу над производством одежды, а в 2003 году Раф Симонс стал лауреатом премии Swiss Textiles Award и получил 100 тысяч евро на развитие собственного бренда.

слева — рекламная кампания Raf Simons 2016, справа — Raf Simons fall 2018 menswear

Jil Sander и новый минимализм

До сотрудничества с брендом Jil Sander, которое впоследствии привело его на пост креативного директора Dior, Раф Симонс успел поработать с Ruffo Research, побыть приглашенным редактором i-D Magazine (февраль 2001), заняться преподаванием в Венском университете прикладного искусства, увлечься дизайном женской одежды, выпустить книгу-автобиографию и запустить более демократичную, по сравнению с основной, линию одежды Raf by Raf Simons.

Слева — разворот ID-magazine, февраль 2001 года, справа — обложка книги Raf Simons Redux

В 2005 году Раф Симонс был назначен креативным директором мужской и женской линий Jil Sander. За 7 лет работы с брендом дизайнер подарил миру свое понимание минимализма: яркие цвета, архитектурные, но вполне носибельные формы и интересные комбинации материалов. Одежда Jil Sander времен Рафа Симонса действительно была «ready to wear», а мужские коллекции стали по-настоящему интересными.

Слева — рекламная кампания JilSander (2008), справа Fall 2012 menswear

В феврале 2012 года сотрудничество Симонса и Jil Sander завершилось в связи с возвращением основательницы бренда. Последний показ прошел весьма трогательно, буквально со слезами на глазах.

Раф Симонс после своего последнего показа для Jil Sander

Эпоха Dior

Честно говоря, Диор под руководством Рафа Симонса я ненавидела всем сердцем. Ужасные силуэты, уродующие даже высоких и стройных моделей, горы цветов, усыпавшие поочередно то подиумы, то неподходящие для этого платья, а порой — и то, и другое сразу, кричащие цвета, странные формы… Словом, эта история от начала и до конца была «не моей». Но нельзя отрицать того, что она была очень качественной и по-своему крутой!

Коллекции Dior стали более универсальными: теперь их могли носить и на красной дорожке, и в повседневной жизни женщины любых возрастов. Из «модного дома с историей» Dior превратился в бренд, который задает тренды и одевает знаменитостей разного статуса и стиля.

Dior pre-fall 2014

Кроме того, Раф Симонс, как любитель искусства, привнес живописный колорит не только в вещи, представленные брендом, но и в показы, каждый из который с легкой руки дизайнера становился очередным синтезом моды  и искусства.

Зеркальный зал для шоу Dior в Москве

Знаменитые показы

Показы, которые организовывает Раф Симонс — это всегда грандиозно. Например, работа с Dior — это всегда цветы. То он затащит более 400 тысяч фиолетовых соцветий в Лувр, то украсит комнаты особняка живыми цветами от пола до потолка, то вовсе создаст подвесной сад и иллюзию остановившегося времени.

Слева — показ 2012 года, справа — весна/лето 2014

В 2002 году он превратил показ весенне-летней коллекции в настоящий бунт с поэтично-драматичным названием: «Горе тем, кто плюет в лицо поколению страха… Они плюют против ветра». Модели выходили на подиум с замотанными  лицами и горящими факелами в руках.

В 2013 году Раф Симонс решил повторить легендарный показ 1959 года на Красной Площади. В прошлый раз модели прогуливались прямо по улице, контрастируя с унылой советской действительностью. 64 года спустя по плану Симонса на площади выстроили огромный зеркальный куб, и внутри этого царства футуризма демонстрировали классические силуэты вне времени.

Слева — зеркальный куб на Красной площади, 2013 год, справа — архивные фото с показа 1959 года

А для одного из последних показов собственной марки Раф Симонс заставил превратил подиум в живое воплощение голландских натюрмортов с цветами и фруктами.

Calvin Klein

После ухода из Dior Раф Симонс недолго сидел без дела: уже в 2016 году дизайнер создал свою первую коллекцию для Calvin Klein. Одним из главных условий для сотрудничества был полный контроль над всем, что связано с маркой — от дизайна бутиков до выбора главных лиц и амбассадоров бренда. По слухам, именно отсутствие возможности контролировать стиль от и до стало причиной ухода Рафа Симонса из Dior. Руководство Calvin Klein, очевидно согласилось на все — и дизайнер незамедлительно взялся за реновацию бренда.

Слева — витрина флагманского бутика Calvin Klein в Нью-Йорке, справа — дебютная коллекция Рафа Симонса для Calvin Klein

Не обошлось и без радикальных мер: Симонс тут же сменил логотип бренда. Дизайн, кстати, разработал Питер Сэвилл. Несмотря на кажущуюся инновациионность, такой логотип — отсылка к истокам бренда. Также Раф Симонс не стал отбрасывать культурное наследие марки и игнорировать самую популярную вещь: знаменитое белье Calvin Klein. Возможно, с подачи дизайнера эта простая вещь действительно сможет стать культовой.

Рекламная кампания с акцентом на белье Calvin Klein; новый логотип бренда; образ из коллекции FW 2018

P.S

Всегда придерживалась правила: «если тебе что-то не нравится — для начала узнай об этом больше». Именно поэтому я взялась за биографию Рафа Симонса, хотя как дизайнер он меня никогда особенно не интересовал. К концу поста я сама влюбилась в его графичный музыкальный минимализм, а за коллекциями Calvin Klein и творчеством талантливого бельгийца буду теперь, пожалуй, следить внимательнее.

Ну и, напоследок, по традиции еще несколько фактов:

Еще про дизайнеров
Еще про моду