Человек, заставивший весь мир покупать футболки за бешеные деньги и устроивший настоящий бедлам в инстаграме довольно консервативного (до этого года) бренда: имя «Демна Гвасалия» в последнее время на слуху даже у тех, кто не особенно связан с модой.

Советское прошлое и Maison Margiela

Демна родился в Грузии, в небольшом городке Сухуми. За интерес одного из самых востребованных дизайнеров современности к моде стоит благодарить его бабушку — по словам Демны именно она научила его по-другому смотреть на одежду, была отличным собеседником и источником вдохновения. Несмотря на это, первое образование у Демны — экономическое, он закончил тбилисский государственный университет и лишь потом отправился в Антверпен изучать моду в Королевской академии изящных искусств.

Стать дизайнером ему предложил сам Вальтер ван Бейрендонк, преподававший в академии. Демна согласился и, проработав на дизайнера год, создал собственную коллекцию, которая обеспечила ему место в Maison Margiela. Там он в совершенстве освоил искусство деконструкции и выработал собственный стиль, который прослеживается и в его нынешних коллекциях.

Следующим шагом стал капитал на создание собственного бренда — его Гвасалия заработал в Louis Vuitton, создавая женские коллекции под руководством Марка Джейкобса, а затем и Николя Гескьера.

«Просто одежда»

Vetements с первых коллекций окрестили сенсационной и маргинальной маркой. Джинсы в стиле Maison Margiela, простые толстовки по завышенным ценам, надписи (зачастую — вызывающие, вспомните облетевшее интернет худи со словом из трех букв) и эстетика разваливающегося СССР: все это для рафинированного модного общества было в новинку. Первые коллекции Демна вместе с командой отшивал чуть ли не на коленке, моделей для показа искал в инстаграме, игнорируя кастинги и модельные агенства, а вещи, показанные на подиуме, были настолько понятными, что ни у кого не возникало вопросов «с чем и как это носить?»

Джинсы, ботильоны и худи Vetements

Несмотря на простоту, цена вещей от Vetements всегда была их дополнительной фишкой: о футболке DHL за баснословные деньги не слышал только ленивый. Одна из причин — эксклюзивность. Ограниченный тираж — это то, что превращает самые обычные вещи в настоящее сокровище для коллекционеров и охотников за трендами. Кстати, за финансовую сторону предприятия отвечает брат Демны — Гурам, так что предприятие это в некотором роде семейное. Также в команде Vetements известный стилист Лотта Волкова, которая нередко и сама участвует в съемках и показах в качестве модели.

Лотта волкова и Демна Гвасалия

Кстати, примечательно, что одежда Vetements не делится на женскую и мужскую — это, как и заявлено в названии, просто одежда.

Фото из лукбуков Vetements

Balenciaga: новая история кутюра

До 2015 года про Balenciaga мало кто слышал. Это был качественный бренд с историей, основанный Кристобалем Баленсиага еще в 1919 году. Дела у модного дома шли с переменным успехом, а после смерти основателя целых 19 лет бренд бездействовал. Его неоднократно пытались возродить и вернуть на модный олимп, и у некоторых это даже получалось — но такого оглушительного успеха, как у Демны, не удалось достичь никому. Он одним из первых сделал ставку на инстаграм и молодое поколение — и заставил клиентов полюбить толстовки с джинсами. Впрочем, несмотря на внешние различия, идеи Демны не так уж далеки от идеологии создателя бренда: балансировать на тонкой грани между прекрасным и отвратительным.

Первая коллекция Демны для Balenciaga

Главная черта стиля Демны — ирония. Думаю, это довольно четко дает понять инстаграм Balenciaga, который в этом году не обсудил только ленивый. Пока обыватели видят в этом издевательство над их хлипким чувством прекрасного, модные критики и целевая аудитория — в полном восторге, а Демна Гвасалия продолжает зарабатывать на этом деньги и оставаться самым востребованным дизайнером современности. Он всегда тонко чувствует тренды и не скатывается в пародии или откровенный стеб — его одежда и идеи вызывают скорее недоуменное восхищение и вопрос «почему я не додумался до этого первым?»

Слева — Гоша Рубчинский на показе Vetements в знаменитой футболке DHL, справа — кожаная копия сумки-шопера IKEA

Также стоит отметить детали: вещи Vetements и Balenciaga имеют идеальную посадку и продуманы до мелочей — коллекции наполнены отсылками, виртуозно вплетенными в тренды будущего сезона. А уж рекламные кампании точно имеют мало шансов остаться незамеченными:

Ну и, конечно же, деконструктивизм: у Демны получается так виртуозно  разрушать форму, что все кидаются повторять — и, чаще всего, проигрывают.

Слева — знаменитая куртка с открытыми плечами, справа — образ из коллекции pre-fall 2018

Вместо послесловия

Демна Гвасалия — дизайнер относительно молодой, и скорость, с которой он развивается просто поражает воображение. Завоевать мир за несколько сезонов, заставить всех ходить на показы со словарем — переводить русские и грузинские надписи на свитшотах, ввести моду на нестандартных моделей, сделать безвкусицу Перестройки новым трендом и завлечь Анну Винтур и прочих модных снобов в китайский ресторан на показ — все это, кажется, дается дизайнеру легче легкого и выглядит многообещающе. Каждый сезон весь мир ждет, что же он выкинет на этот раз и готовится выкладывать несколько сотен (и тысяч) долларов за очередную копию бумажного пакета или ветровку в стиле 90-х.

И напоследок — немного фактов и цифр:

Еще про дизайнеров
Еще про моду