Любимый дизайнер у меня один (думаю, какой именно — догадаться нетрудно) и от вышедшей наконец-то в прокат документальной ленты я ожидала на всякий случай чего угодно — чтобы не разочаровываться. Реальность превзошла ожидания: фильм оказался для меня до неприличия личным. К простому удовольствию от созерцания коллекций любимого дизайнера добавились мои собственные чувства, эмоции и ощущения. Впервые с самого начала года все как будто окончательно встало на свои места. На самом деле, причин любить этот фильм для меня гораздо больше, чем пять — но я решила выделить самые главные.

Архивные материалы

Фильм состоит из довольно предсказуемых ингредиентов: интервью, архивные материалы, а также музыка и графика, которые связывают разрозненные элементы в единую «коллекцию». И, конечно, настоящие бриллианты — это старые видеозаписи показов и подготовки к ним. В фильме, например, целиком показана выпускная коллекция Маккуина «Джек-потрошитель выслеживает своих жертв». Она была выкуплена Изабеллой Блоу и сейчас эти вещи можно найти лишь на редких выставках и сохранившихся фотографиях — а в фильме показывают всю коллекцию, от и до. Есть и много крутых съемок из закулисной жизни: работа с командой, деятельность Александра Маккуина в Givenchy и еще десятки кадров, ради которых фильм стоит смотреть и пересматривать

Команда

Несмотря на то, что создатели фильма решили сделать акцент именно на личности, а не на бренде — здесь, кажется, впервые говорится о людях, которые работали бок о бок с легендой и помогали ему создавать шедевры. Художники сцены, модели, визажисты, ювелиры, стилисты, ассистенты… в фильме нашлось место всем, кроме правой руки дизайнера — Сары Бертон, которая возглавила модный дом после смерти Маккуина. Судя по информации, которую можно найти в интернете, Сара сама отказалась участвовать: в итоге в фильме она упоминается лишь мельком.

Но и без этого создателям удалось нарисовать достаточно детальный портрет Маккуина и  показать то время, когда бренд Alexander McQueen был произведением команды энтузиастов и ассоциировался с чистым искусством.

Заставки

У создателей было более 200 часов архивных съемок, несколько многочасовых интервью — и связать это в один фильм было довольно  трудно. Кроме того, старая пленка — не самый эстетичный видеоматериал, а у Александра Маккуина был очень насыщенный и драматичный визуальный стиль, пропитанный романтикой смерти. В итоге ленту разделили на главы, названные в честь коллекций Маккуина, а переходы между частями оформили потрясающими заставками в виде черепов, стилизованных под каждую из названных коллекций. И это, черт побери, настолько красиво, что я готова была залипать на эти заставки еще часов пять, особенно под музыку Майкла Наймана. Кстати, о ней!

Музыка

С творчеством Наймана я познакомилась непростительно поздно: в марте этого года. Зато, надо сказать, очень метко — именно под нее я умудрилась влюбиться, совершить марш-бросок по самым длинным переходам московского метро, придумать идею для показа, кардинально поменять свою жизнь и переехать в Питер. Для одной из своих последних коллекций «ОПИУМ», девизом которой стала смертельная привязанность, я придумала финальный выход модели с пистолетом именно под музыку Наймана — и чертовски удивилась, когда услышала ту самую Time Lapse в трейлере. Кстати, и самому Маккуину, судя по словам его друзей, нравилась музыка Наймана — наверное, всему виной эстетика смерти, которая пронизывает произведения композитора так же, как и коллекции дизайнера.

Коллекция 13

Пожалуй, самым трогательным моментом в фильме стал знаменитый финал коллекции 13: роботы, поливающие краской белоснежное платье балерины Шалом Харлоу. Это был кусок документальной съемки: на затуманенных кадрах мелькали по очереди зрители, кружащаяся в танце балерина и замершая за кулисами команда. И все это под потрясающую музыку Наймана. Честно говоря, я расплакалась — потому что это был один из редких моментов, когда ты действительно понимаешь эти эмоции.

Подобные моменты — единственное, ради чего я вообще занимаюсь дизайном одежды. Вещи — это просто куски ткани, но эмоции, которые ты можешь вызвать своими коллекциями — это то, ради чего стоит жить, дышать и продолжать скупать метры ткани на последние деньги. Ничто не способно сравниться с моментом, когда задуманное тобой шоу разворачивается на подиуме. Долгие часы работы, силы, время — вообще все перестает иметь значение, потому что чувство, которое ты испытываешь наблюдая за зрителем и созданным тобой перфомансом не сравнимо ни с чем. Если бы это чувство можно было бы законсервировать — оно было бы самым сильным в мире наркотиком, но вся соль именно в исключительности момента.