Пожалуй, будет лишним говорить о том, что я — большой поклонник творчества Нолана: он в последнее время как ЗОЖ — настолько популярный, что аж бесит. Впрочем, и кривить душой тоже не стану — любой фильм от режиссера «Memento», «Inception» и далее по списку я жду с нетерпением. Внезапный интерес Нолана к реальным событиям — интриговал, а выбор военной темы и вовсе заставлял ждать новый фильм еще больше. Фильмы о войне — последнее, что я соберусь смотреть: слишком далека от меня эта близкая к реальной жизни тема. Но Нолан никогда не выражается буквально, не снимает «о войне», «по комиксам» или «про космос»: его фильмы всегда о чем-то, что остается за кадром. И «Дюнкерк» не стал исключением.

С первых секунд фильм буквально втягивает тебя в гущу событий, окуная в реальность, в которой ты будешь находиться следующие два часа. Осажденный город, напряжение и главный герой, вызывающий противоречивые эмоции на протяжении всего фильма. Впрочем, главный — громко сказано, у картины Нолана главного героя нет, и в испуганных глазах почти безымянного актера отражаются сотни тысяч таких же мальчишек, волей судьбы заброшенных на очередную войну и движимых одним желанием: выжить и вернуться обратно домой. Для государства они — боевые единицы, разменная монета для достижения больших целей. На войне мыслят масштабно: и именно этим она и отвратительна. В войне нет ровным счетом ничего хорошего — гибнут люди, и «свои», и те, что находятся по ту сторону баррикад. Война бессмысленна, жестока и беспощадна — и именно это бросается в глаза в «Дюнкерке».

Здесь практически нет героических поступков, а те, что являются частью сюжета — тут же смазываются злым роком судьбы. Переправленные вовремя раненые гибнут, спасенные — умирают по нелепой случайности, и даже те, кто не так сильно рисковал жизнью могут стать жертвой стечения обстоятельств. Многие были недовольны тем, что ни один из персонажей не раскрыт до конца, да и вообще не раскрыт — но, думаю, тут очевидно, что Нолан сделал это намеренно. Каждый герой — собирательный образ: солдат, помогающий новообращенному товарищу, капитан, покидающий свой пост последним, гражданский, потерявший своего сына и не теряющий надежду спасти чужих… Этим, отчасти, и объясняется выбор актеров на главные роли: слишком известные и фактурные персонажи отвлекали бы на себя внимание и добавляли бы безымянным героям лишнего характера. С ролью «первой скрипки» сразу за всех справился Том Харди: пилот в его исполнении лично мне немного напоминал «Безумного Макса», да и всех персонажей, которых когда-либо играл Харди. Впрочем, это тоже придает фильму специй. Как и все остальное, чем наполнена картина Нолана: от построения сюжета (видимо, у Кристофера слабость к использованию нескольких временных линий, которые к финалу сходятся в одну), до деталей вроде использования настоящей техники и картонных макетов вместо спецэффектов.

Это, безусловно, очень, очень хороший фильм, вызывающий реальные, живые эмоции. Настолько живые, что эту картину вряд ли станешь смотреть дважды. Погружаясь в этот жестокий и бессмысленный хаос войны, начинаешь искренне радоваться редким проблескам надежды и надеяться, что подобное никогда больше не повторится в реальной жизни.