На данный момент «Механическое пианино» – мой любимый роман Воннегута. Во первых, он – самый реалистичный. Действие происходит в мире, где промышленная революция зашла слишком далеко: и теперь почти все в стране автоматизировано. Машины не только выполняют работу, с которой раньше люди справлялись голыми руками, но и оценивают этих самых людей – принимают экзамены в школах и университетах, определяют квалификацию, даже юридические проблемы решают – гораздо справедливей и эффективней, чем живые, склонные к ошибкам, люди. Этот мир действительно выглядит утопией – казалось бы, теперь все работает как часы – никаких пьяных загулов бригадира цеха, никакого производственного брака, при условии, что машины в порядке… Но, разумеется, все далеко не идеально.

Общество поделено на два класса, формально – на тех, чью работу не заменить машинным трудом и тех, кто раньше выполнял роль рабочей силы. На деле же мы видим элиту, среди которой все поголовно – доктора наук с высоким показателем интеллекта и кучей невнятных степеней, и бедняков, которых вышибли из системы за ненадобностью. Для пущего контраста их даже разделяет река: на одном берегу – инженеры и управленцы, на другом – бесполезные для современного общества граждане. Бедности при этом вроде бы нет – у каждого жителя страны есть дом, бытовые удобства, современная техника и небольшая сумма «на карманные расходы». Попасть в ряды элиты могут только те, чей показатель интеллекта достаточно высок, поэтому «в народе» остается сплошная серая масса или выпавшие из обоймы саботажники.

Главный герой – Пол Протеус (и это, кажется, одно из немногих имен, которые я за долгое время запомнила) – управляющий заводом, уважаемый в обществе человек. У него идеальная жена, идеальный дом, идеальная работа и все это ни разу таковым не кажется с самой первой страницы. Каждый диалог буквально пропитан какой-то механической фальшью, чтобы развить у читателя отвращение к сложившемуся порядку вещей. Надо сказать, что в процессе чтения не один раз возникает желание врезать какому-нибудь персонажу по лицу. Разумеется, сомневаться в правильности системы начинает и главный герой, что и приводит его к дальнейшим событиям.

Курт Воннегут мастерски иронизирует над грустными вещами, показывает пороки и несовершенства человеческого общества, умудряясь впихнуть коррупцию даже в полностью автоматизированный мир и в финале ставит очень емкую точку, усмехнувшись всем книгам этого жанра. Я не скажу, что «механическое пианино» легко читается – я лично не могла оторваться только ближе к финалу, но все-таки это хорошая книга, которая стоит вашего внимания.

Не стоит брать этот роман в руки, если вы не хотите включать мозги: это не «дорожное чтение» вроде Девушки в поезде, это книга, оценить по достоинству можно только подмечая детали и наслаждаясь саркастичной картиной мира, нарисованной Куртом Воннегутом.

Личная оценка: 8 из 10
Похожие книги: Айн Рэнд «Атлант расправил плечи» и «Источник», Хаксли «Дивный новый мир», Воннегут «Колыбель для кошки»*