Если вы открыли мой блог не впервые, то наверняка знаете, что основная моя профессия – дизайнер одежды. Информация об этом редко, но метко появляется в разделе MATINA | VALIEVA, хотя здесь я стараюсь не акцентировать внимание на этой части своей жизни, все-таки сайт – это мое личное пространство, а бренд – наше общее с Наилей дело. Но не суть. Сегодня я бы хотела поговорить о том, что значит «быть дизайнером», потому что меня очень, до глубины души, заебали эти «тоже хочу шить платьюшки!» от недалеких девочек и иногда – прости господи – мальчиков. Итак, давайте по порядку.

Образование.
Да, можно быть дизайнером-самоучкой, но даже в этом случае необходима практика, практика и еще раз практика и… базовые знания о конструкции, материалах, технологиях кроя и обработки: словом, образование вам все равно понадобится, разница лишь в том, будете ли вы его получать систематически или хаотично. Образование в вузе может заменить длительная практика в ателье или стажировка, но все-таки у многогранного подхода есть свои преимущества. Кстати, базу знаний лучше получать на своем родном языке – даже если отбросить очевидную простоту восприятия информации, в разных странах есть свои особенности: например, стандартная фигура. Методы конструирования в Англии, в России и Японии будут отличаться.

Призвание.
Диплом для дизайнера вещь бесполезная. И нет, это не опровержение предыдущего пункта: образование важно, значения не имеет именно корочка. Это как раз та профессия, в которой доказательством ваших навыков служит портфолио и выполненные работы, которые можно оценить. Далеко не все из получивших образование дизайнера работают по специальности. Наверное процентов 70 оседают в смежных или вовсе противоположных сферах деятельности. Потому что, дабы стать дизайнером, нужно действительно этого хотеть. Мозги позволяли мне поступить куда угодно, увлечься практически любой профессией, но я с детства знала, что именно хочу делать в жизни, поэтому не сомневалась ни секунды. И не пожалела.

Безразличие.
Дизайнеров сейчас развелось как грязи, и это, с одной стороны, хорошо, с другой – не очень. Хорошо, потому что люди, наевшись масс-маркета, стали ценить индивидуальный пошив, креативные вещи и уникальность. Плохо, потому что из-за большого количества дилетантов профессия обесценивается. Впрочем, если вы уверены в том, что вы делаете, вам это не грозит. Если вы не делаете дерьма, ценители вашего творчества непременно найдутся. Впрочем, и любителей дерьма в мире всегда было предостаточно, так что не переживайте. Главное помните: это нужно в первую очередь вам. Никто не будет любить вас по умолчанию, вы должны работать над продвижением, имиджем и вообще как-то заявлять о своем присутствии, иначе утонете в океане предпринимателей, торгующих хламом с таобао и выдающих это за свои произведения.

Искусство или коммерция?
Собственно, вариантов развития в карьере дизайнера три. Свой бренд, ателье или пошив для клиентов, масс-маркет. На всех трех путях вам встретятся сложности. Направо (то бишь, в масс-маркет) пойдешь – себя потеряешь, налево –
коня (ну, или движимое/недвижимое имущество), прямо – оба коньки откинете. Желательно сразу сделать выбор и определиться с целью, чтобы все силы положить (ну, или кое-что другое, если не выйдет) на ее достижение. Для всех путей нужен определенный склад характера. Самое творческое направление – создание своей марки, оно же – самое тяжелое. Обшивать клиентов – выгодно, но тяжело: не каждый способен вынести общение с заказчиками. В масс-маркете все творчество сводится к тому, чтобы как можно более эффективно использовать материал, да так, чтобы разлетелось на раз-два. Но и свои плюсы есть: в момент творческого кризиса можно и нужно слизать дизайн топовой кутюрной или прет-а-портешной вещи. Современная мода – это в 99% случаев коммерция, о чем говорить, если даже ведение соцсетей сегодня приносит прибыль, однако для творчества место всегда найдется, если хорошо искать.

Это просто?
Нет, нихрена не просто. Я тоже в 16 лет любила «рисовать платья» и думала, что хорошее воображение и чувство стиля – это все, что нужно. Да, я предполагала, что эта профессия несколько глубже, чем кажется на первый взгляд, но представить, насколько все многогранно я просто не могла. Уметь рисовать и считать себя дизайнером – это почти то же самое, что уметь обращаться со словарем и считать себя переводчиком. Или, поразвлекавшись на школьной информатике с Delphi или паскалем в рамках учебных задач – считать себя программистом. Эскиз – это лишь одна сторона вопроса, и даже для того, чтобы его создать, нужно иметь представление о материале, конструкции и крое, методах обработки и основах композиции – чтобы, как минимум, соблюсти верные пропорции. Современный дизайнер разбирается в конструировании, материаловедении, процессах приготовления изделий на крупных фабриках и малых предприятиях, истории моды и искусства, в качестве бонуса – имеет представление об организации собственного бизнеса, разбирается в графических программах – растр, вектор, может построить чертеж в автокаде, состряпать макет лукбука… словом, человек-оркестр, главной задачей которого все-таки является создание чего-то нового. Не обязательно разбираться в перечисленном на все 100, наоборот: гораздо удобнее и выгодней найти команду, совместная работа которой будет куда эффективней. Но гораздо приятнее работать, когда ты можешь говорить со всеми этими людьми на понятном языке и вообще понимаешь, что делаешь.